Привет Кандинскому, «сделать Кафку былью» и съедобный человек: в Одессу привезли произведения Вагрича Бахчаняна
Масштабная выставка работ харьковского художника и писателя-концептуалиста Вагрича Бахчаняна "Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" проходит в Музее современного искусства Одессы (Белинского, 5) до 9 июня.
Пардон, но ваш хваленый Кафка - мрачный и скучный сумасшедший, а Бахчанян был веселым фриком, притом успешным. Идей у него хватило бы на добрый десяток творческих людей. Сейчас его произведения, привезенные в Одессу директором Харьковской муниципальной галереи Татьяной Тумасьян, занимают два музейных этажа, причем на первом этаже представлен советский период творчества Бахчаняна, на втором - американский.
Вагрич Бахчанян (23 мая 1938, Харьков, СССР - 12 ноября 2009, Нью-Йорк, США) - художник, поэт, автор афоризмов и каламбуров, ставших фольклором. В 1957 году посещал Харьковскую студию декоративного искусства Алексея Щеглова. Работал художником-оформителем на заводах Харькова. В 1967-1974 годах был сотрудником отдела юмора "Клуб "Двенадцать стульев" "Литературной газеты" (Москва). Получил премию Всемирного конкурса карикатуристов. В 1974 году эмигрировал в США. Участвовал во многих выставках в Европе и США. Опубликованы его книги: "Демарш энтузиастов" (1985; с Сергеем Довлатовым); "Синьяк под глазом: пуантель-авивская поэма" (1986); "Ни дня без строчки (годовой отчет)" (1986); "Мух уйма: художества" (2003); "Не хлебом единым. Меню-коллаж" (2008) и другие. Увеличенные вырезки из "Литературки" представлены в отдельных витринах на первом этаже, а книги можно увидеть на втором ("Синьяк под глазом" - один из знаковых экспонатов).
Серия абстрактных работ "Вася, ты меня уважаешь?" - привет и реверанс Василию Кандинскому. "Дневник" в виде каждодневных фотографий мог бы быть и больше, но на втором году пленка испортилась, процесс нарушился, и концепция забуксовала. А идея была такова: сниматься каждый день всю жизнь, чтобы отслеживать малейшие изменения в своем облике.
Серия "История изобразительного искусства" представляет собой небрежно сделанные миниатюрные копии шедевров Гойи, Рембрандта и других великих, причем название гордо пересекает изображение. Есть забавная серия "Скульптура для" с изображениями разных полезных в хозяйстве инструментов, есть композиция "Кровь" с закапанной художнической кровью бумажкой в паспарту и рамке. Сугубо текстовая "Своя линия" напоминает, что линия может быть пунктирной, жирной, тонкой, рваной, передовой и много еще какой. Вагрич обожал баловаться текстами, писал и записывал мини-пьесы (их тоже можно послушать на выставке), сам проводил перформансы, украшая свой костюм надписями.
На вернисаже тоже состоялся перформанс "Чайка-Буревестник" по одноименной пьесе Вагрича Бахчаняна. Его провела группа P.L.O.T. - выложила на столе из плюшек, мяса и прочих продуктов подобие человека, отгоняла от него посетителей, решивших, что это фуршет, а потом сама же и съела.
"Нынешняя выставка в МСИО является самым большим и всеобъемлющим показом работ автора в Украине. Благодаря исследовательской работе Харьковской муниципальной галереи, постоянной поддержке Ирины Бахчанян представлены ранее не выставлявшиеся документы и материалы, связанные с творчеством художника слова. И где, как не в Одессе, столице юмора и смеха, показывать его творчество? Мы очень благодарны музею за поддержку и сотрудничество", - подчеркнула на вернисаже Татьяна Тумасьян.
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева