SOUND OUT. В облаке звука
Уникальный просветительский проект Sound Out, уже известный московским меломанам, представит 25 апреля в столичном культурном центре "Дом на Патриарших" новую премьеру - программу "Франция | музыка и вино".
прочитано 162 раза
Апрельский вечер камерной музыки в "Доме на Патриарших" откроет цикл концертов-лекций, посвященных Франции. Накануне этого события один из соавторов проекта Антон МОЙСЕЕНКО пообщался с журналистом Еленой Константиновой.
- Победитель престижных международных конкурсов TWIYCA (Великобритания, 2012) и BJIMC (Китай, 2013), солист и концертмейстер Большого симфонического оркестра (БСО) под управлением В. И. Федосеева, композитор - и вам еще нет тридцати. Похоже, ваш путь в мир музыки был предопределен с рождения. Кто угадал в вас музыканта?
- Я родился в семье музыкантов. С рождения слушал, как мама играла на фортепиано и аккордеоне, а папа - на кларнете. К нам часто приходили в гости их друзья и коллеги, они тоже играли и пели песни под фортепиано или гитару. Иногда меня брали с собой на работу в детский сад, где мама работала музыкальным руководителем, в ДМШ и музыкальный колледж, где преподавал папа. Мы постоянно ходили на разные концерты и спектакли. Вся наша жизнь была неразрывно связана с музыкой, искусством и творчеством.
- И все-таки, судьба была предопределена...
- Нет, конечно. Папа хотел отдать меня в математическую школу, а сам я хотел стать художником. А вот мама настаивала на том, чтобы я стал музыкантом. Она занималась со мной фортепиано и моим всесторонним творческим развитием, а когда я чуть повзрослел, подключился папа - он стал заниматься со мной кларнетом. И хотя на кларнете я играю с 10 лет, иногда кажется, что никогда не научусь играть так, как действительно хотел бы. Быть музыкантом, значит непрерывно учиться и совершенствоваться.
- Кларнет - "скрипка среди деревянных духовых инструментов", считал один из самых ярких романтиков Берлиоз...
- Полностью согласен. Кларнет действительно очень разнохарактерный инструмент. Хотя, признаюсь, я очень люблю все инструменты и даже мечтаю освоить саксофон и валторну.
Кларнет исторически "молодой" инструмент. Но его потенциал сразу заметили композиторы. Особенно ярко возможности кларнета раскрылись в XIX и XX веках. И, на мой взгляд, современные композиторы и исполнители продолжают открывать все новые и новые возможности кларнета. Этот инструмент, один из немногих органично вписывается и в классическую музыку, и в народную, и в джаз.
- Вы сами пишете музыку для кларнета... О чем она - ваша музыка?
- Да. В какой-то момент мне надоел стандартный кларнетовый репертуар, одновременно с этим я услышал мнение, что, играя "чужую" музыку, ты не можешь выразить именно свои мысли и чувства, потому что должен выразить и исполнить то, что написано в нотах. Я долго размышлял над этим и решил: "А почему бы не написать что-нибудь свое?". С тех пор я стараюсь находить время, чтобы попробовать силы в сочинительстве. Сложно сказать, о чем именно моя музыка. Она скорее как отражение того, что я видел, слышал, читал, с кем общался. Все эти места и события заставляют музыку саму собой появляться в мыслях, и это невозможно остановить. Я долго и терпеливо слушаю эти музыкальные мысли у себя в голове, до тех пор, пока не появится время сесть и записать их на бумаге.
- Как появилась идея вашего музыкального просветительского проекта Sound Out?
- Спонтанно. Еще в Консерватории мы с моей женой, пианисткой Еленой Мойсеенко, сформировали дуэт, который потом назвали Duo Inspiro, и начали активно продвигать кларнетовую музыку. Поступив в БСО им. Чайковского, я познакомился со многими замечательными музыкантами. В 2017-м наш Duo Inspiro, участвуя в проекте Metro Concert Art пианистки Алисы Куприевой, объединился со струнным квартетом этого оркестра. Нам так понравилось играть вместе, что решили не расставаться. И год спустя дебютировали как Sound Out.
- Кажется, у вас есть идея расширить границы проекта и сделать его не просто просветительским, но и образовательным?
- У нас каждый день рождается тысяча идей о том, как улучшить проект и в каком направлении нам стоит двигаться. На сегодня мы выбрали одно -мастер-классы для юных артистов.
- 25 апреля Sound Out представит новую программу в культурном центре "Дом на Патриарших". И это будет, вероятно, очень камерный концерт - всего 60 слушателей...
- И это прекрасно! Мы все, кажется, привыкли к масштабам мегаполиса: если дорога, то - как минимум, восьмиполосная; если дом - не ниже 25 этажей; если концертный зал, то не меньше БЗК, а лучше Crocus City Hall. Из-за этой гигантомании мы многое теряем. Наш проект стремится вернуть зрителям ощущение уюта. Поэтому для новой программы в "Доме на Патриарших" мы чуть изменили формат: небольшой зал, французская камерная музыка и главное нововведение - французское вино! И это не все сюрпризы...
- На мартовском концерте в Доме-музее Скрябина, исполняя в дуэте Еленой Мойсеенко (фортепиано) свою пьесу "Северный океан", вы продемонстрировали SABR-кларнет...
- Это пьеса, премьера которой состоялась 8 сентября 2018 года в Малом зале Консерватории, специально написана для SABR.
- Что он собой представляет?
- SABR - это мультисенсор, который, подключаясь к кларнету, расширяет "ресурсы" исполнителя, а композитору, раскрывая "скрытый" потенциал инструмента, дает полный простор
фантазии - с помощью обработки звука и добавления разных интересных эффектов звучание кларнета можно обогатить абсолютно свежими красками.
Впервые SABR, еще на стадии разработки, своего рода многолетний эксперимент швейцарского кларнетиста и композитора Матиаса Мюллера, я увидел в Италии на Clarinet Fest несколько лет назад. Прошлым летом на том же фестивале только уже в Бельгии, где мы играли концерт как Duo Inspiro, снова случайно встретились с Матиасом, который показал нам результат работы над своим детищем. Мы были настолько поражены, что не смогли устоять, и привезли SABR в Россию.
- Что как лидер Sound Out скажете о своей команде в целом?
- Сейчас у нас семь музыкантов. И каждый уникален. Замечательный виолончелист Федор Землеруб, блестящие скрипачи - Сергей Костылев, Антон Якушев и Дмитрий Сидоров Антон Якушев - скрипка, Дмитрий Сидоров - скрипка, альтистка Елена Федотова и мы с Еленой. Все мы, за исключением Елены Мойсеенко, артисты БСО. Репетиции всегда проходят в дружественной атмосфере у нас дома. Конечно, без споров не обходится, но быстро приходим к общему "знаменателю".
Команда Sound Out - это команда профессионалов высочайшего класса, и мне очень приятно ощущать их серьезное отношение к общему делу. Счастлив, что мы можем творить вместе.