Квартальный отчет NVIDIA: совокупная выручка снизилась на 31 %, но игровой сегмент растет
- Запасы графических процессоров Pascal все еще негативно влияют на спрос, но к концу этого квартала рынок вернется к устойчивому росту
- В отношении ближайших перспектив серверного рынка у NVIDIA такой уверенности нет, поэтому от годовых прогнозов компания пока воздерживается
- Каждая игровая платформа в будущем перейдет на использование трассировки лучей
- Новый техпроцесс сам по себе ничего не значит, NVIDIA не торопится переходить на 7 нм
Компания NVIDIA только что отчиталась о результатах первого квартала 2020 фискального года, который в ее календаре завершился 28 апреля 2019 года. Основные финансовые показатели деятельности компании за период либо совпали с ожиданиями аналитиков, либо оказались даже чуть лучше прогнозируемых. По крайней мере, игровой сегмент выступил лучше ожиданий, как и автомобильный, а вот инструменты профессиональной визуализации и продукты для центров обработки данных продавались хуже, чем рассчитывали независимые эксперты.
Совокупная выручка NVIDIA за период достигла $2,22 млрд, что на 1 % выше результата предыдущего квартала, но на 31 % меньше выручки аналогичного периода прошлого года. До сих пор сказывается эффект "высокой базы" - год назад доходы компании определялись криптовалютным бумом, но в чистом виде она сейчас признает только отсутствие выручки в $289 млн от реализации специализированных решений для майнинга, которые продавались непосредственно в OEM-сегменте.
Выручка от реализации графических процессоров достигла $2,02 млрд, что составляет 91 % от совокупной. В годовом сравнении сокращение составило 27 %, но в последовательном наблюдался рост на 1 %. Финансовый директор Колетт Кресс (Colette Kress) поясняет, что снижение выручки от реализации графических процессоров обусловлено тенденциями, наблюдающимися в игровом и серверном сегментах, а также "криптовалютным" фактором.
Не надо думать, впрочем, что с реализацией игровых графических процессоров все плохо. Действительно, игровое направление в целом продемонстрировало снижение выручки до $1,05 млрд (на 39 % в годовом сравнении), но в последовательном сравнении выручка выросла на 11 %. То есть, в первом квартале NVIDIA продала меньше графических процессоров и процессоров Tegra для игровых консолей, но первый из факторов обусловлен затовариванием складов после криптовалютного бума, а второй объясняется сезонными явлениями. Зато рост выручки от реализации игровых продуктов в последовательном сравнении в NVIDIA объясняют как улучшением ситуации с излишками Pascal, так и высокой популярностью Turing.
Вообще, глава NVIDIA Дженсен Хуанг (Jen-Hsun Huang) призвал не делать скоропалительных выводов относительно причин затоваривания складов. Графические решения Turing, по его словам, продаются значительно лучше изделий поколения Pascal в сопоставимой фазе жизненного цикла. Все, что накопилось на складах, имеет отношение именно к прежней архитектуре Pascal. Пока NVIDIA не удалось окончательно нормализовать ситуацию со складскими запасами, но она рассчитывает сделать это на рубеже второго и третьего кварталов текущего фискального года.
Когда финансового директора NVIDIA спросили о причинах снижения нормы прибыли с 64,5 % до 58,4 %, она назвала меньшую доходность в игровом сегменте и смещение структуры спроса в качестве основных факторов, подорвавших прибыльность бизнеса. Тем не менее, в последовательном сравнении норма прибыли выросла на 3,7 процентных пункта из-за отсутствия списаний в серверном сегменте. К слову, ему это особо не помогло, но об этом мы расскажем ниже.
Серверный сегмент не продемонстрировал роста
Итак, выручка NVIDIA в сегменте компонентов для центров обработки данных не превысила $634 млн, что на 10 % меньше итога аналогичного периода прошлого года, и на 6 % больше выручки предыдущего квартала. По сути, падение выручки компенсировалось лишь спросом на компоненты, используемые в системах искусственного интеллекта, способных делать логические выводы. Глава NVIDIA несколько раз упоминал в этом контексте недавние достижения Google и Microsoft в технологиях синхронного машинного перевода, распознавания и синтеза речи. Впрочем, оба представителя компании, участвовавших в отчетной конференции, трудности серверного рынка отнесли к временным, обозначив перед продукцией NVIDIA большие перспективы на ближайшие годы. Дженсен Хуанг по-прежнему считает, что рост бизнеса компании в ближайшее время будет определяться тремя факторами: трассировкой лучей в играх, развитием серверного сегмента и прогрессом в сфере робототехники, к которой относится и "автопилот".
В последнем контексте также было сказано, что легковой транспорт - это лишь "вершина айсберга" более крупного рынка робототехники, который охватит и сегменты логистики, и производственную автоматизацию, и сельское хозяйство. Пока NVIDIA гордится тем, что роботизированные такси начнут эксплуатироваться в ближайшие два года, и основная часть профильных проектов использует компоненты ее производства. Кроме того, среди партнеров из числа автопроизводителей глава NVIDIA чаще всего упоминал Toyota, рассчитывая на масштабный охват рынка системами помощи водителю разного уровня автономности.
В серверном сегменте, помимо прочего, NVIDIA делает ставку на развитие "облачной" платформы и плоды от сделки с Mellanox, которые проявят себя в категории суперкомпьютеров. Во втором квартале, впрочем, NVIDIA не ожидает существенного оживления серверного рынка. Как пояснил глава компании, в сфере "облачного гейминга" NVIDIA рассчитывает приблизиться к охвату аудитории, который был достигнут в сегменте ПК с помощью графических решений GeForce. Примерный потенциал роста аудитории здесь оценивается в миллиард новых пользователей.
В будущее NVIDIA теперь старается далеко не заглядывать
Интересным изменением в политике предоставления квартальной отчетности стал отказ NVIDIA от регулярного обновления прогноза по финансовым показателям на год. Теперь предельный "горизонт планирования" в публичном поле - это ближайший квартал. Во втором квартале 2020 фискального года, который уже начался, компания рассчитывает получить выручку в размере $2,55 млрд, норма прибыли должна уложится в диапазон от 58,7 % до 59,7 %. Операционные расходы будут увеличены до $985 млн. В прошедшем квартале, кстати, они тоже росли, преимущественно за счет компенсационных пакетов - компания продолжает увеличивать штат и фонд оплаты труда. Растут и некоторые инфраструктурные затраты.
Техпроцесс должен быть эффективным
Уже под занавес сессии вопросов и ответов у исполнительного директора NVIDIA спросили, может ли он, в общих чертах, поделиться планами по освоению 7-нм техпроцесса и выпуску соответствующих продуктов в текущем году. Дженсен Хуанг без колебаний вернулся к обсуждению уже звучавшего ранее тезиса о том, что сам по себе техпроцесс ничего не значит, и любая технологическая миграция продуктов должна быть экономически обоснована. По его словам, текущие предложения NVIDIA, которые выпускаются по 12-нм технологии, превосходят 7-нм изделия конкурента как по уровню быстродействия, так и по энергетической эффективности.
Преимущество NVIDIA, по его словам, заключается в плотном взаимодействии с TSMC при разработке продуктов, которые будут выпускаться по новым литографическим нормам. Дженсен Хуанг утверждает, что NVIDIA "не покупает готовый техпроцесс" у TSMC, как это делают конкуренты, а глубоко адаптирует его под особенности собственных продуктов. Кроме того, инженеры NVIDIA, по мнению руководителя компании, способны проектировать архитектуры, которые демонстрируют высокую энергетическую эффективность вне зависимости от применяемого техпроцесса.
Первичной реакцией фондового рынка на публикацию квартальной отчетности стал рост курсовой стоимости акций компании, но сейчас он сократился с 6 % до 2 %. Интересно, что попутно на пару процентов укрепились и акции конкурирующей компании AMD. Впрочем, это может быть вызвано реакцией рынка на заявления главы компании, сделанные в ходе годового собрания акционеров. Запись мероприятия была опубликована только вчера поздно вечером.