В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки (фото)
Первая в Италии большая, на 80 произведений, выставка американского художника армянского происхождения, известного под псевдонимом Аршил Горки (1904-1948), из собраний лучших музеев мира: Национальной художественной галереи в Вашингтоне, Музея Уитни в Нью-Йорке, парижского Центра Помпиду, Музея Израиля в Иерусалиме, а также частных коллекций.
В Венецию привезли лучшие вещи, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных "пейзажей", созданных в Виргинии и Коннектикуте в 1942-1945 годах.
Главной картиной выставки выбран классический образец абстрактного экспрессионизма - One Year the Milkweed (1944) из Вашингтона. Название принадлежит Андре Бретону, отцу сюрреализма и другу Горки, который называл метод художника "гибридным".
Большую часть 1944 года Горки провел в имении родителей своей жены Агнес Магрудер, где наблюдал смену времен года.
Американские историки искусства определяют настроение картины как "абстрактное пасторальное". Техника живописи отражает интерес художника к любимому сюрреалистами автоматическому письму. Зеленые и коричневые оттенки указывают на пейзаж, но нет распознаваемого ландшафта. Вертикальные капли и чередование светлых и глубоких тонов создают мерцание по всей поверхности картины. Бретон и его последователи считали, что такое письмо выдает скрытые проблемы человека. У Горки их было слишком много: пожар в мастерской, неизлечимая болезнь, автокатастрофа и травма руки, лишившая его возможности работать, что привело художника к самоубийству.