Дизайнер Карим Рашид о счастье, стрессе и работе 24/7
В июне киевский ЦУМ презентовал новую модную площадку - Eden bar & rooftop garden by Mantra. Дизайн разработал Карим Рашид, один из самых успешных дизайнеров в мире. Vogue. ua Карим рассказал о моде, любимых художниках и почему, будь он дизайнером одежды, то предпочел бы создавать одежду для H&M, а не Alexander McQueen.
Журналисты любят пересказывать историю о том, что, когда Карим Рашид впервые встретился со своей женой Иваной, дизайнер был весь в розовом - и она влюбилась в него с первого взгляда. Розовый цвет дизайнер любит и не стесняется повторять вот уже 20 лет: розовый - это новый черный. Или белый. Когда мы знакомимся с Каримом на крыше киевского ЦУМа, дизайнер весь в желтом: узкие джинсы, футболка с ироничным портретом самого Рашида, пиджак лимонного оттенка, ярко-желтые кроссовки. На вечеринке по случаю открытия Eden bar & rooftop garden by Mantra Рашид выглядит экзотически, но ко вниманию ему не привыкать.
В Киеве Карим Рашид не впервые. Он читал здесь лекции о дизайне, выступал в качестве диджея - и только сейчас приехал в Украину представить свой дизайнерский проект. Переоценить это событие сложно: вот уже 20 лет Рашид остается одним из самых известных промышленных дизайнеров в мире. В его блестящем CV - оформление бутиков Armani и создание флаконов для парфюмов Kenzo, сотрудничество с Ester Lauder, Tommy Hilfiger, Prada, дизайн 24 отелей от Дубая до Афин, - и еще 300 предметов мебели, 25 архитектурных проектов и многое другое. Те, кто знают Рашида, безошибочно обнаружат в минималистичном дизайне Eden Rooftop bar & garden его творения: это геометричные белоснежные барные стулья, диваны из белого пластика и инсталляция уроборос - скульптура, которая стала символом нового пространства. «Я несколько раз был в Киеве, ездил в Одессу к друзьям и всегда хотел сделать здесь проект, но не было предложений. И вот наконец меня пригласили сюда как дизайнера - я счастлив!», - искренне и беззаботно говорит Рашид.
Карим Рашид родился в Каире, а рос между Англией и Египтом - его мама была англичанкой, а отец египтянином. Счастливые люди уже в детстве знают, кем хотят быть - и воспитывают свой вкус. С этим Кариму повезло: его отец был художником и театральным и кино-декоратором. «Я обожаю искусство. Точка отсчета для меня - 1946 год, время, когда родилось абстрактное искусство. Я обожаю абстрактный экспрессионизм: Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Куннинга. Мой отец работал в театре, потом в кино, и приносил домой из рабочей библиотеки книги об искусстве и моде. Помню, одна из моих любимых была о Пьере Кардене. Она лежала у нас на кофейном столике, и я воспринимал ее как сокровище. Отец построил всю мебель в нашем доме: он любил невероятные формы, безумные цвета. Все это повлияло на меня».
В 1993 году Карим Рашид открыл в Нью-Йорке свою собственную студию. Более чем за 25 лет вместе с командой Рашид создал тысячи предметов. Его дизайн не спутаешь ни с чьим другим. Говорим «Карим Рашид» - и видим перед собой кресла из пластика безумных оттенков, ярко-розового или неоново-зеленого, геометричные стулья, кровати-коконы. Если бы Рашид работал в 1960-е, то бы был участником фабрики Энди Уохола: его дизайн - тот же поп-арт, только с приставкой «люкс».
Дизайнер поражает своей легкостью, прямолинейностью и какой-то нетипичной для нашего времени простотой. Он уверен, что дизайн - это отнюдь не искусство «от кутюр», а скорее демократичная вещь, и в первую очередь призвана сделать жизнь человека комфортной.
«20 лет назад я сказал себе: моя цель - быть в каждом втором доме в мире! Пока я еще не достиг этого, но иду к своей цели. Мне всегда хотелось менять жизни людей. Меня не очень волнует, есть ли мои вещи в музеях: музеи для искусства, но не для мебели и стульев. Мне намного важнее влиять своим дизайном на повседневную жизнь людей, чем быть предметом изучения группы кураторов. Дизайн - это высокое искусство, любят говорить мои коллеги, но я уверен: на самом деле дизайн - это low art. Он может быть фантастическим, необычным, очень удобным, но это дизайн для жизни. Если бы я работал в моде, я бы предпочел быть H&M, чем McQueen. Это не значит, что я сам предпочитаю H&M высоким брендам, нет - но я хочу, как они, иметь возможность достучаться до всех».
Когда ты спокоен и уверен в себе, к тебе все придет - Рашид в этом не сомневается. В начале 2000-х он участвовал в двух групповых выставках в нью-йоркском МоМа. В коллекции музея две работы Рашида 90-х годов - стул и мусорная корзина. При всей простоте, к которой апеллирует Рашид, его дизайн вошел в историю и наверняка будет изучаться в профильных вузах. Так, пока другие дизайнеры делают мебель из векового дуба, Рашид предлагает использовать в промышленных целях пластик, делая из него удобные и красивые вещи.
Одно из последних творений студии Карима Рашида - уличные скамейки для бренда Nienkamper. Они напоминают те, что 100 лет назад поставил в барселонском парке Гуэль архитектор Антонио Гауди: это волнистая скамейка, которая не отделяет сидящих на ней людей перегородками, а напротив - соединяет, потому что одна ее часть продолжает и как бы проистекает в другую. Рашид назвал ее «Сердцебиение» и уверен: в силах такой скамейки - сократить пропасть между людьми.
Философия Рашида на редкость проста: будь собой, будь смелым, не напрягайся и не тревожься. На вопрос о том, как ему удается быть таким продуктивным и одновременно курировать с десяток проектов по сему миру, Рашид отвечает: просто. «Я работаю не больше, чем любой успешный и амбициозный человек на этой земле. Если ты управляешь своим бизнесом, ты никогда не останавливаешься: ты на связи 24 часа семь дней в неделю. Мне нравится жить в цифровую эпоху: раньше после обеда мне нужно было ехать обратно в офис, чтобы поработать, а сейчас такой необходимости нет. После обеда я могу отправиться домой, лечь в кровать и писать оттуда имейлы, или рисовать скетчи на айпаде. Я работаю по всему миру, при этом я сплю семь часов каждую ночь - и я стараюсь избегать лишнего стресса, а просто делать свою работу. Раньше я часто был фрустрирован из-за работы, но сейчас стал увереннее в себе. Я понял одну вещь: если какой-то проект не сложится, или кому-то не нравится мой дизайн - это просто жизнь, никто не умрет. Я наконец-то успокоился - и я счастлив».
Текст: Дарья Слободяник.