Остались при своих: что Рада поменяла в Налоговом кодексе
В четверг, 24 декабря, после двух долгих перерывов Верховная Рада приняла изменения к Налоговому кодексу. Что примечательно - не факт, что даже сами депутаты поняли, за что они голосовали.
"В законопроект вносились правки с голоса, а в эти правки с голоса вносились очередные правки с голоса", - иронизирует в разговоре с ЛБИ один из народных депутатов. Итоговый документ пока что никто не видел. Но ключевые пункты изменений, которые так и не стали реформой, уже известны.
Улыбаемся и машем
Из разговоров с депутатами можно понять, что одним из камней преткновения стал вопрос снятия льгот с аграриев. После долгих споров агролобби сумело отстоять особый режим налогообложения отрасли - по крайней мере на год. "Принятые в итоге изменения в Налоговый кодекс в отношении агропроизводителей можно считать позитивными для отрасли", - говорит народный депутат Тарас Кутовой. Среди плюсов он выделяет отмену дискриминационной нормы о невозмещении НДС при экспорте зерновых, среди минусов - ликвидацию спецрежима уплаты НДС, когда все суммы аккумулировались на счетах предприятий и направлялись на их развитие.
По его словам, Украине критически важен приток инвестиций в агросектор, новые игроки на рынке, создание компаний, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. "Сырьевые рынки вошли в долгосрочное пике, просто продавать зерно становится все менее выгодно, нужно инвестировать и создавать перерабатывающие мощности, чтобы сохранить экспортный потенциал украинского сельхозпроизводителя", - убежден Кутовой.
Исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский полагает, что принятые изменения в Налоговый кодекс относительно сельского хозяйства стали результатом компромисса между Минфином, МВФ и влиятельными аграриями, сумевшими отстоять свои интересы при принятии законопроекта 3688.
Ложная надежда
Опрошенные ЛІГА.net эксперты считают, что изменения в налоговое законодательство в целом не изменяют существующую систему взаимоотношений и сохраняют возможности для оптимизации уплаты налоговых и коррупционных рисков. "Вместо полностью прозрачной и понятной системы возмещения НДС, прописанной в проекте Министерства финансов, депутаты создали другую запутанную схему с двумя реестрами заявок на возмещение, и как она будет работать - пока непонятно", - поясняет советник Центра экономической стратегии Павел Кухта. С его точки зрения, подобная система по-прежнему позволяет сотрудникам Государственной фискальной службы по своему усмотрению корректировать эти реестры, что потенциально означает возможность проявления коррупции и предвзятости по отношению к бизнесу.
По мнению эксперта платформы Реанимационный пакет реформ Юлии Дроговоз, такое решение стало компромиссным, так как у государства просто не хватит денег для автоматического возмещения НДС всем экспортерам. "Поэтому и появился второй реестр - тех предприятий, которым не полагается автоматическое возмещение, - продолжает Дроговоз. - Хорошо, что хоть первый реестр будет публичным, но существует большая вероятность того, что средств для возмещения НДС небольшим компаниям, не попавшим в список "избранных", просто не хватит, то есть проблема хронической задолженности государства перед экспортерами так и не будет решена".
Глеб Вышлинский надеется, что уже в ближайшие месяцы подобная система возмещения НДС будет откорректирована, и коррупционные риски будут ликвидированы. Пока что он отмечает, что внесены правки и относительно полномочий налоговых органов отказывать в подтверждении налогового кредита по НДС. Ранее часто ГФС отказывала в подтверждении кредита на основании сомнительных доводов о фиктивности контрагентов предприятия, хотя компания уже внесла все суммы, заявленные к возмещению, на специальный счет в банке.
Проще не будет
Другая проблема, вокруг которой было сломано немало копий как в Верховной Раде, так и вне стен парламента, - упрощенная система налогообложения (УСН). Мнения различались кардинально - от того, что отмена "упрощенки" просто убьет украинский малый и средний бизнес, до того, что единый налог - едва ли не главная коррупционная яма Украины. В итоге все снова свелось к компромиссу - но на условиях депутатов. УСН сохраняется почти в неизменном виде, единственное, на что народные избранники согласились, - снизить граничный оборот для III группы плательщиков ЕН с 20 до 5 млн грн и несколько поднять ставки ЕН для этой группы. "Нынешняя система упрощенного налогообложения предоставляет немало возможностей для оптимизаторов, не желающих платить налоги в полном объеме, - утверждает Глеб Вышлинский. - К сожалению, Минфину так и не удалось добиться ее отмены, а значит, эти возможности сохранятся и в новой редакции Налогового кодекса". По словам Вышлинского, снижение максимальной суммы оборота для "единщиков" третьей группы негативно скажется только на тех, кто работает условно честно: уходящие в тень предприниматели все равно не будут показывать свои истинные доходы и платить повышенную ставку. То есть в очередной раз, как и год назад, парламент усложнил жизнь тем, кто пытается работать честно, никак не затронув злостных уклонистов.
С такой точкой зрения согласна и Юлия Дроговоз. Она убеждена, что повышение ставок единого налога для плательщиков третьей группы никак не приведет к детенизации бизнеса - скорее, наоборот: бизнесмены, показывающие свои доходы, сейчас начнут их или скрывать, или дробить, чтобы не платить повышенную ставку. Павел Кухта считает большим достижением сохранение самой упрощенной системы налогообложения, но также полагает, что в дальнейшем ее нужно корректировать, чтобы не ликвидировать потенциальные возможности уклонения от уплаты налогов.
Платить меньше
Самая революционная и однозначно позитивно оцениваемая экспертами новация - снижение ставки Единого социального взноса (ЕСВ) до 22%. Ранее средняя ставка ЕСВ составляла примерно 42%. "Это сразу снизит нагрузку на фонд оплаты труда и облегчит жизнь бизнесу, пытающему работать честно", - считает Павел Кухта. По мнению Глеба Вышлинского из ЦСЭ, новация позволит вернуть в экономику значительное количество денег, ранее уходивших государству, и стимулирует развитие бизнеса.
При этом Юлия Дроговоз предостерегает от излишнего оптимизма после снижения ставки ЕСВ. "На этот год уже предусматривалось применение понижающего коэффициента 0,6 к ЕСВ, то есть ставка и так снижалась на 40%, - объясняет эксперт. - Прописанное в законодательстве снижение до 22% примерно соответствует принятым годом ранее изменениям в законодательство". Также она обращает внимание, что одновременно со снижением ставки ЕСВ и отменой соцвзноса с работника Рада подняла ставку налога с доходов физлиц (НДФЛ) с 15 до 18%. То есть можно сказать, что общая сумма взимаемых с работника налогов не изменилась: если раньше подавляющее большинство платило 15% НДФЛ плюс 3,6% ЕСВ, то сейчас будут платить только 18% НДФЛ. "Суммарная нагрузка на фонд оплаты труда, по нашим расчетам, составит около 41,5%, - рассказывает Дроговоз. - Это, без сомнения, гораздо лучше, чем более 50% предыдущей нагрузки, но явно недостаточно, чтобы заинтересовать бизнес детенизировать зарплаты".
Вышлинский называет внесенные изменения в Налоговый кодекс "полуреформой": то есть движение идет в правильном направлении, но к кардинальному изменению системы взаимоотношений между бизнесом и государством не приведет. По мнению Юлии Дроговоз, так называемая реформа далека от либерализации налогового режима и вряд ли приведет к сокращению доли теневой экономики Украины. Сохраняются возможности для коррупции, оптимизации уплаты налогов, манипуляций с упрощенной системой налогообложения и возмещения НДС. При этом опрошенные ЛБИ эксперты надеются, что в ближайшие полгода корректировка налогового законодательства будет продолжаться и оно станет более лояльным к бизнесу, при этом соблюдая интересы государства.