Перспективы украинской экономики в 2016 году
На фоне тяжелейшего экономического кризиса украинцы надеются на скорое начало экономического роста.
Так, Международный валютный фонд прогнозирует, что в следующем году ВВП Украины увеличится на 2%. Однако после двух лет без преувеличения катастрофического обвала рост всего в 2% выглядит не очень убедительно. Более того, даже эти 2% далеко не гарантированы.
Следующий год будет не очень удачным для развивающихся экономик. Снижение цен на сырьевые товары и повышение ставки ФРС вызовет отток капитала из emerging markets, при этом американский доллар по отношению к валютам развивающихся стран продолжит укрепляться. Неудивительно, что МВФ сократил недавно прогноз роста ВВП мировой экономики в 2016 году с 4% до 3,7%. На этом неблагоприятном фоне Украине предстоит бороться с последствиями глубокого внутреннего кризиса.
За последние два года наша страна потеряла более чем 20% ВВП. Казалось, куда уж глубже падать. Но ВВП Аргентины после дефолта в 1999 году продолжал сокращаться четыре года подряд. По масштабу бедствия кризис в Украине аналогичен аргентинскому, если не хуже, а глобальный макроэкономический фон в начале 2000-х был не в пример лучше, чем сейчас. Поэтому нет никаких гарантий, что украинская экономика не продолжит падать и в следующем году.
В 2016 году в меморандуме МВФ запланировано сокращение финансирования Украины от международных кредиторов почти в три раза.
В последнее время стало заметно, что интерес к Украине со стороны Запада постепенно падает на фоне драматичных событий на Ближнем Востоке. Сочувственная риторика по отношению к нашей стране в международных масс-медиа все чаще сменяется красочным описанием коррупционных скандалов. Поэтому не факт, что Украина сможет привлечь дополнительное финансирование сверх оговоренного объема.
Реструктуризация суверенного и корпоративного долга, безусловно, поможет сэкономить на обслуживании долга, но доступ на публичные рынки капитала в следующем году останется полностью закрытым как для Украины, так и для украинских компаний. ЕБРР и другие международные фининституты развития остаются единственным источником долгового капитала для украинского бизнеса. Однако без доступа к публичным рынкам капитала и активного кредитования украинских банков финансирование ЕБРР будет оставаться каплей в море.
Говорить об очереди из иностранных инвесторов, желающих открыть заводы в Украине, тоже не приходится. Скорее, это украинские инвесторы прежде всего будут проявлять инвестиционную активность в следующем году, да и те редкие иностранцы, которые давно работают в Украине, и уже привыкли к нашим реалиям.
В условиях жесткой инвестиционной недостаточности в следующем году только от цен и спроса на основные украинские экспортные товары – зерно, масличные и сталь – будет зависеть динамика украинской экономики.
Ставка на нефть
С недавних пор в украинских медиа было принято радоваться падению цен на нефть. Ну как же, чем хуже нашему северному соседу, тем лучше! Однако в глобальной мировой экономике все процессы взаимосвязаны. И для Украины падение цен на нефть – это такой же негативный фактор, как и для нефтедобывающих стран. Ведь экономика основных рынков сбыта для украинского экспорта, стран Ближнего Востока и СНГ, напрямую зависит от цен на нефть. Следовательно, чем ниже цена на нефть, тем меньше украинских товаров будут покупать на этих рынках. Более того, цены на зерно и металлы, которые экспортирует Украина в ту же Европу, коррелируют с динамикой нефтяных котировок.
Таким образом, чем ниже цена на нефть, тем ниже цены на сырьевые товары, которые экспортирует Украина, и тем ниже спрос на украинские товары в нефтедобывающих странах. При этом если у стран Персидского Залива, Казахстана или России есть накопленные резервы, которые помогут ослабить падение экономики, то у Украины такой жировой прослойки нет. В результате возникает парадоксальная ситуация: падение украинской экономики получается намного глубже, чем у ее нефтедобывающих соседей. Так, например, в 2009 году, когда цена на нефть тоже резко снижалась, ВВП Украины упал на 14,8%, в то время как ВВП России сократился на 7,8%, а ВВП Казахстана даже вырос на 1,2% за тот же период.
Среди участников рынка и аналитиков существуют две точки зрения на динамику цен на нефть в следующем году. Согласно оптимистической точке зрения, цена на нефть стабилизируется в следующем году, и начнет расти ближе к концу года. Энергетическое агентство США прогнозирует, что средняя цена на нефть сорта Brent составит $55,8 за баррель в 2016 году. По сравнению с нынешним рекордно низким уровнем в $38 за баррель такой рост выглядит впечатляющим. С другой стороны, есть прогнозы, что нефтяные котировки упадут еще глубже – до $30. О высокой вероятности такого сценария также предупреждает министр финансов РФ Силуанов.
Очевидно, что рост ВВП Украины в 2% в 2016 году, на который мы надеемся, осуществится только при условии, что сбудется оптимистичный прогноз цены на нефть. Если реализуется пессимистичный сценарий, внешний шок от резкого сокращения экспорта вызовет дальнейшее снижение ВВП Украины в следующем году.
Ставка на Китай
Одним из главных движущих факторов для цен на сырьевые товары является рост экономики Китая. МВФ прогнозирует, что рост китайской экономики продолжит замедляться с 6,8% в текущем году до 6,3% в 2016 году. Замедление роста в Китае негативно влияет на потребление большинства сырьевых товаров. В последние годы после экономического кризиса мировые корпорации сделали колоссальные инвестиции в новые месторождения и новые технологии добычи многих полезных ископаемых в расчете на продолжение бурного роста в Китае.
Но расчет не оправдался, китайская экономика не смогла расти такими же темпами, как и раньше, а добывающие компании вместо сокращения производства в соответствии с реальным спросом вынуждены, наоборот, увеличивать объемы, чтобы сохранить падающие доходы и оплачивать кредиты, взятые раньше на расширение производства. В результате на сырьевых рынках усиливается тенденция перепроизводства. В последние годы Китай также в значительной степени реконструировал свою инфраструктуру, и теперь строить так много, как раньше, уже не нужно, что уменьшает спрос внутри страны на металлы.
Согласно прогнозу Мировой ассоциации стали, потребление стали в Китае сократится в 2015 году на 3,5%, а в 2016-м – на 2%. При этом в Китае сосредоточены колоссальные избыточные сталелитейные мощности в размере 300 млн тонн в год. Перепроизводство стали в Китае вызывает обвал цен на железную руду и прокат во всем мире. Цены на железную руду упали на 24% только за последние три месяца. Аналогичными темпами сократились цены и на металлопрокат.
Китайские сталевары активно наращивают экспорт, в том числе на основные рынки для украинского экспорта, Ближний Восток и Европу. Агрессивная экспансия китайских игроков на фоне низкого спроса на экспортных рынках не позволит украинским сталеварам вернуться на довоенные объемы производства.
Так, на протяжении этой осени наши металлурги вынуждены были уменьшать производство стали, несмотря на то что благодаря перемирию заработали почти все металлургические комбинаты в зоне АТО. Если в сентябре среднедневная выплавка стали составила 69 000 тонн, в октябре она сократилась до 66 000 тонн, в ноябре – уже до 63 000 тонн, при этом в первой половине 2014 года дневная выплавка стали на украинских меткомбинатах была в районе 85-90 тыс. тонн, по данным Металлургпрома.
Развитие украинской экономики в будущем году будет зависеть от динамики роста Китая. Если ВВП второй экономики мира станет расти в 2016 году хуже, чем предполагалось, цены на все сырьевые товары будут падать еще быстрее, и это не замедлит отразиться на ВВП Украины.
Донбасс как драйвер роста
Перемирие на Донбассе, частичное восстановление инфраструктуры и возобновление работы шахт, металлургических и коксохимических комбинатов в зоне АТО было одним из основных драйверов, замедляющих падение украинской экономики во второй половине 2015 года. Вместе с тем восстановление промышленного потенциала Донбасса будет оставаться под постоянной угрозой эскалации военного конфликта в регионе. Для того чтобы убрать этот дамоклов меч хотя бы в краткосрочной перспективе, нужна полноценная реализация минских соглашений.
Разрыв экономических связей с зоной АТО, на который сознательно пошла Украина, не принес никаких политических дивидендов. А потеря рынка с почти трехмиллионным населением очень негативно отразилась на отраслях производства потребительских товаров, которые впервые за долгое время сократили объемы производства. Так в январе-октябре 2015-го пищевая промышленность сократила объемы производства на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а фармацевтика – на 10,3% за тот же период.
А именно эти отрасли последние годы всегда демонстрировали рост. Даже в 2014-м тоже кризисном году пищевая промышленность в январе-октябре выросла на 3,1%, а фармацевтическая индустрия – на 4,8%. При этом в прошлом году никаких искусственных торговых барьеров с зоной АТО еще не было.
Реализация положений минских соглашений, направленных на реинтеграцию зоны АТО в украинскую экономику, может стать серьезным драйвером роста для Украины в следующем году, ведь сейчас в зоне АТО российские товары практически полностью заместили украинские. В этом случае пищевая и фармацевтическая промышленность смогут дополнительно нарастить объемы производства, по нашим оценкам, на 5%.
Политика как фактор риска
Последние месяцы украинский политикум существовал в условиях повышенной волатильности. Конфликты между центрами власти, между силовыми структурами и разброд внутри коалиции серьезно затрудняет реализацию необходимых реформ. Правящая коалиция сейчас практически недееспособна, что значительно увеличивает риск досрочных парламентских выборов.
Однако выборы обычно практически полностью парализуют всю инвестиционную активность в Украине. Особенно чувствительны к политической турбулентности местные инвесторы. Многие из них полностью приостановят все инвестиционные проекты до выборов. Таким образом мы получаем резкое сокращение инвестиций на протяжении 3-4 месяцев предвыборного периода, которое, конечно, в копилку ВВП ничего не добавит.
По большому счету Украина в будущем году не сможет позволить себе еще одни выборы. Так что остается только надеяться на сохранение политической стабильности в стране. Потому что иначе такой форс-мажор неизбежно вызовет замедление роста или даже падение ВВП в следующем году.
А нам всем остается только закатать рукава и работать на благо нашей страны, не ожидая быстрой отдачи. Чудес, тем более экономических, не существует. За каждым из таких, казалось бы, «чудес» будь то в Азии или в Европе, стоит тяжелая кропотливая работа поколений. Поэтому всем нам в будущем году хотелось бы пожелать, чтобы наши труды рано или поздно воздавались сторицей.