Новости и события » Культура » Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

В киевской галерее «Лавра» проходит выставка Blue Monday - ироничное и честное размышление о переходных состояниях, которые мы переживаем каждый день.

Выставка начинается во дворике галереи «Лавра». Первое, что видит зритель, - две большие расписанные стены друг напротив друга. Слева психоделические смайлики Романа Михайлова - знаки, которые заменили современному человеку и слова, и эмоции. Напротив них - граффити, напоминающее пещерные рисунки древних людей. Если присмотреться, становится ясно, что все персонажи на этой стене воюют с друг другом. Это работа самого известного и при этом самого загадочного украинского уличного художника, одессита apl315. Роман Михайлов и apl315 давно дружат, делали совместный проект в Черногории, а их творчество - всегда диалог. apl315 рисует граффити по всему миру: в Украине, Германии, Чехии, Болгарии, Польше; их ни с чем не спутаешь - они сложные, метафоричные, образные. Вдохновляет улица и Романа Михайлова, одного из самых честных украинских художников, призера британской премии Saatchi. Михайлов рефлексирует о современном мире и работает с нестандартными материалами - например, делал инсталляции из обгоревших скульптур и картины из жженой бумаги, демонстрируя их на фасаде парижской церкви. В работах Михайлова чувствуется интерес к уличному искусству: его недавняя серия «Страх», показанная в «Лавре» в 2017 году, напоминает расписанные стены подьездов - а иногда он и сам рисует на улицах.

Выставка Blue Monday - новый этап для киевской галереи «Лавра». Директор Татьяна Миронова говорит, что идея возникла еще в прошлом году, когда она готовила план развития галереи на ближайшие пять лет. Галерея находится в шаге от Киево-Печерской лавры, поэтому хотелось сделать «Лавру» такой себе visit point. Действительно современных настенных рисунков в Киеве мало, так что работы Романа Михайлова и apl315 на территории «Лавры» вполне могут положить начало новой волне стрит-арта в городе. Только, признается Татьяна, художники просят не использовать слово «мурал» - правильнее говорить "настенная живопись" или "фрески". Кроме работ Михайлова и apl315, в галерее представлены картины художника Бориса Кашапова, в прошлом участника групп Р.Э.П. и Penoplast. На фото в нашем репортаже только двое художников, Роман и Борис; apl315, как и многие его коллеги по уличному искусству, свое лицо скрывает.

Как родилась идея выставки? Это ваш кураторский проект?

Борис Кашапов: "Я бы сказал, не кураторский, а «самоорганизационный». Кода художники берутся за менеджмент своих выставок, они не выступают как кураторы, скорее - самоорганизуются. Я начинал заниматься искусством в составе группы Р.Э.П, которая была коллективной мастерской молодых художников, поэтому эта история мне близка".

Роман Михайлов: "Инициатором выставки была Татьяна Миронова. Сначала мы с apl315 расписали на территории галереи стены, а потом Татьяна предложила сделать выставку уже внутри «Лавры». Мы пообщались с apl315, и в процессе родился концепт "Blue Monday". Фактически мы готовили выставку несколько месяцев, но эскизы к некоторым работам создавались и два, и три года назад, так что зрела она долго. Вместе с тем некоторые идеи рождались в процессе подготовки и трансформировались уже на месте, потому что работали мы иногда сутками, ночевали здесь и постоянно что-то додумывали. Я, например, готовясь к выставке, перебрал огромное количество своих альбомов, записных книжек и оттуда вытащил наиболее соответствующие выставке вещи. Многие из них как раз были созданы в настроении Blue Monday".

То есть эта выставка - в какой-то степени возможность понаблюдать за тем, как рождается искусство здесь и сейчас?

Роман Михайлов: "Да, именно. Где рождается художник? В эскизах, блокнотах, записях, зарисовках. Художники очень многое скрывают от зрителя: размышления, ошибки, страхи. Важный момент - выбрать из всего массива то самое. Иногда можно совершить ошибку и выбрать совсем не те вещи, которые воспримут зрители, но и это часть творческого процесса".

Может быть, тут нужен куратор, взгляд со стороны?

Роман Михайлов: "Конкретно в этой выставке нет, мы сами ее придумали, и нам была нужна полная свобода. Но вообще, куратор нужен. Он может посмотреть отстраненно на весь массив работ, который ты подготовил. Другое дело - менеджмент. Иногда я сталкиваюсь с тем, что неопытные менеджеры не понимают, в чем заключается работа с художником. Задача менеджера - создать условия работы. Художник никогда не хочет хуже, он хочет лучше - и если в процессе меняются названия работ или концепт, то исключительно ради того, чтобы было лучше. В некотором смысле, конечно, проще работать с художником, которого уже нет в живых..."

Как долго вы готовили непосредственно стену?

apl 315: "Дней пять. Стену рисовали сутками, не останавливаясь".

Как появилась идея с наскальными рисунками?

apl 315: "Я всегда интересовался наивным искусством, ар брют. Я родом из Одессы, там самая большая сеть катакомб в мире. Я начал лазать туда еще студентом, много времени проводил там и постоянно наблюдал наивные настенные рисунки, оставленные рабочими, горными инженерами и просто теми, кто попадал в подземелье. То, что вы видите в Лавре, - продолжение этой долгой истории и любви к пещерным рисункам, а еще попытка показать контраст эпох: между современным символом "смайлом" в работах, созданных Ромой, и максимально древним - наскальными изображениями. Я фокусировался на изображениях со сценами битв. Современному человеку это близко".

Blue Monday - это псевдонаучное название самого грустного дня в году. В то же время в клубной культуре это состояние опустошения, которое наступает после тусовок и рейвов. А что такое Blue Monday для каждого из вас? Это состояние может быть продуктивным, или это синоним депрессии?

Роман Михайлов: "Для меня оно продуктивно, особенно когда я работаю с конкретной темой. Разные состояния по-разному влияют на художника и на то, как он воспринимает свое искусство. Есть художники, которые всегда придерживаются определенного стиля, но я никогда не пытаюсь повторить себя прошлого, потому что это невозможно, я разный каждый день. Разными состояниями - и когда тебе хорошо, и когда ты в депрессии - можно правильно воспользоваться, если знать, как: докопаться до себя изнутри, понять, что ты ощущаешь, и передать свои эмоции в искусстве".

apl 315: "Состояние Blue Monday может быть каким угодно. Но мне больше интересна тема, как в сложные, кризисные времена люди активизируются и появляются классные интеллектуальные продукты. Я знаю по себе, что я продуктивен, когда есть лимит, дедлайн, ограничения в материале. Например, раньше мы фотографировали на пленку и ценили каждый кадр. А когда у тебя все «безлимитно», всего вдоволь - вхолостую уходит много ресурсов".

Борис Кашапов: "Я кое-что понял о живописи и "Blue Monday" благодаря художнику Александру Гнилицкому. Помню, он говорил накануне новой выставки: «Я не могу это сделать, я не могу сделать это пятно!» Я думал, он шутит: он же классик, мы видели десятки его работ, и знаем, что он может, причем может гениально! Но потом я понял, о чем он: художник может целый день ходить вокруг холста, чтобы нанести одну линию. Этот «тупняк» очень важен: ты сбрасываешь скорость и замечаешь детали. Тогда это невыдуманно, по-настоящему. У Ромы я, кстати, увидел это тоже: я наблюдал, как он готовит выставку, как формулирует концепцию "Blue Monday" шаг за шагом. Он в буквальном смысле делал по «пятну» в день, и так родилась выставка".

Вам было комфортно работать втроем?

apl 315: "Я по натуре эгоист, я не люблю с кем-то считаться. Граффитчики часто работают на улицах вместе, но если мы делаем стену совместно с кем-то из коллег, я говорю: я снизу, ты сверху, вот линия, и дальше нее не заходи. Я не люблю выходить из зоны комфорта, поэтому для меня Blue Monday стала экспериментом. Это инициатива Ромы, я бы никогда в жизни сам не решился на совместную выставку. Но это важный жест, особенно в наших реалиях: для меня это разговор о том, что важно экспериментировать и не бояться, что кто-то перейдет тебе дорогу".

Роман Михайлов: "Я делал выставку с фотографом Сережей Мельниченко год назад, делал общий проект с apl315 в Черногории, так что похожий опыт у меня есть. Для меня это тоже эксперимент, но я с самого начала чувствовал, для чего он нужен. Самым ярким в этом проекте был процесс: делая выставку, мы могли ночевать в галерее, катались на скейтах, на велосипедах, общались, поэтому выставка вышла именно такой. Это ценный опыт".

Борис Кашапов: "Если кто-то из художников скажет вам, что ему комфортно работать вдвоем, втроем, не верьте, это неправда. Мастерская и инструменты - сакральные для художника вещи, пускать туда кого-то извне сложно, но порой полезно".

Вам хотелось бы иметь коллективную мастерскую?

Борис Кашапов: "Да, в Киеве этого очень не хватает. Последний раз в Украине такое было у группы Р.Э.П. и SOSka. Это был классный период: мы постоянно говорили друг с другом, умничали, выделывались, и в этом общении рождалась истина. Сейчас у нас есть нечто подобное в IZONE, где я занимаюсь шелкотрафаретной печатью, но это все же не коллективная мастерская".

apl315: "Выставка Blue Monday показала, что нужно не бояться выходить из зоны комфорта и вскрывать проблемные места, о которых мало говорят. Я иногда иду на очередную выставку, зная заранее, что там будет, и это неинтересно. Лично я до сих пор занимаюсь искусством только по одной причине никогда не знаю, каким будет результат".

Критики говорят о возрождении интереса к живописи, о "тренде" на живопись. При этом многие художники воспринимают это скептически, говоря, что, собственно, интерес был всегда...

Борис Кашапов: "Вся моя история как художника - про попытку научиться рисовать. Несколько лет назад я учился в Школе фотографии и мультимедиа имени Родченко в Москве, а когда вернулся в Киев, то понял: если я хочу легимитизироваться среди киевских художников, я должен рисовать. В Киеве сильна живописная школа, все мы знаем Мамсикова, Гнилицкого, Голосия, Савадова. Раньше я не позволял себе выступать как художник, потому что боялся, что буду слаб. Я формировался с группой Р.Э.П, у них всех было академическое образование, и я полагал, что не смогу сказать чего-то важного на их территории. Изучая мультимедиа, я понял, что в этом виде искусства технология поглощает суть, а форма становится больше, чем содержание. Тогда я сделал символичную работу: когда человек кричит, абстрактный пиксель обретает видимые контуры. Смысл был такой: если у тебя есть голос, ты не абстракция.

После этого я начал рисовать. Сначала в блокноте, не позволяя себе называть это искусством, скорее, способом расслабиться. Потом стал разрабатывать свой стиль, выводить рисунки из формата «для себя» в публичное русло. Я понял, что у меня тоже есть свои "университеты", просто они связаны с другой эстетикой. Подростком я смотрел телевизор, меня вдохновляли американские боевики, бокс и хип-хоп. Я ходил по подьездам, видел рисунки, читал надписи на стенах. Мою эстетику сформировали улица и уличное искусство, а "художественной школой" стали 1990-е, после развала Советского Союза".

Когда стрит-арт попадает в галерею или, например, когда уличный художник создает принт по заказу большого модного Дома, они теряют свою суть или нет?

аpl 315: "Я всегда старался на улице работать с одним материалом, а внутри галереи с другим. Это просто разные жанры. Многое, что нарисовано на улице, не работает в галерее. Для меня галерейное пространство - место, где можно подумать, расставить акценты и уйти с головой в размышления. А уличное искусство - это часто спонтанный жест. На этой выставке, например, я долго мучался со слоями на картинах; с улицей работать проще, потому что все готово, до тебя уже сделано, можно просто поиграть с фактурой здания. При этом, рисуя на улице, нужно учитывать, что тебя окружает, где находится эта стена. Тем не менее для меня и улица, и галерейное пространство - это всегда интересный диалог с окружающим миром".

Есть ли сегодня у украинских коллекционеров интерес к социальному искусству?

Роман Михайлов: "Я часто слышу от старшего поколения, что они не понимают, как повесить мои работы на стену. Думаю, они воспринимают искусство очень утилитарно. Я несколько раз слышал комментарии по поводу моего проекта «Страх», где бегут голые парни: мол, я бы купил, но у меня дома дети... У более молодого поколения коллекционеров есть интерес, я чувствую это. Было несколько случаев, когда мои работы становились первыми приобретениями в коллекциях молодых ребят, которые только начали собирать искусство".

Борис Кашапов: "Мне кажется, нам не хватает понимания, что иногда искусство похоже на биткоины - ты вкладываешь в него деньги, а оно растет в цене. Опытные коллекционеры, как правило, покупают у художника не одну работу, а десять-пятнадцать. Это называется поддержка: ты вкладываешь в художника и знаешь, что его работы будут расти в цене. Трезвая позиция коллекционера - не обладать, а инвестировать. На искусстве можно зарабатывать. Одну из работ Жанны Кадыровой, моей коллеги по группе Р.Э.П., когда-то купили за 500 долларов, потом она же стоила уже семь тысяч".

Роман Михайлов: "Был коллекционер, который покупал мою графику и складывал в стол. Для него это сродни инвестиции. Он давал мне возможность дальше развиваться. Но такой пример в Украине у меня только один".

Борис Кашапов: "Важно понимать, что социальное искусство - искусство не для коллекционирования, это свидетель процессов, происходящих в обществе. То есть социальное искусство существует не для того, чтобы быть понятным, но чтобы быть пОнятым".

То есть знаний об искусстве нам не хватает?

Борис Кашапов: "Да, мы мало знаем об искусстве, большинство думает, что это ярмарка предметов роскоши. Но это нормально, мы молодая страна, и эти кризисы понятны. Через десять лет благодаря нашим же ошибкам мы выйдем на новой уровень и реформируем арт-сцену".

Текст: Дарья Слободяник.

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Художники Роман Михайлов, apl315 и Борис Кашапов о выставке Blue Monday в галерее «Лавра»

Германия


  • Тротуарная плитка: свойства, виды и преимущества

    Тротуарная плитка: свойства, виды и преимущества

    Тротуарная плитка давно стала неотъемлемой частью городского ландшафта. Она используется не только для обустройства тротуаров, но и для мощения дворов,...

    4 июля 2024
  • Где лечить зубы в Харькове

    Где лечить зубы в Харькове

    Выбор стоматологии - это важный и ответственный процесс, требующий внимательного подхода и учета множества факторов. Пациенты стремятся найти клинику, которая...

    24 мая 2024
  • Перевод письменного текста

    Перевод письменного текста

    Перевод письменного текста – это процесс перевода текста на другой язык с помощью письменного переноса информации из одного языка на другой с учетом...

    4 мая 2024
  • Как создать сайт для гостиницы или посуточной аренды, бюджет

    Как создать сайт для гостиницы или посуточной аренды, бюджет

    Если вы владеете гостиничным бизнесом или бизнесом по аренде квартир посуточно или только планируете начать подобный бизнес, то у вас вполне резонно возникает...

    16 февраля 2024

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх