Будущее телевидения. Пять технологий, которые могут изменить наше представление о медиа
В конце прошлой недели в Амстердаме началась одна из крупнейших в мире выставок медиа-технологий - IBC 2019. На ней ежегодно собираются представители индустрии, которые вместе пытаются предсказать, каково будущее видео-контента. Умрет ли традиционное телевидение, что будет с Netflix и YouTube, как мы будем жить в эпоху 5G.
Журналист LIGA.tech побывал на IBC 2019 и пообщался с людьми, которые хотят изменить классическую медийную индустрию.
Зрители становятся удаленными участниками ТВ-программ
Привычное нам телевидение - линейное. Мы смотрим, что творится на экранах, но не можем соучаствовать. Но разве что СМС отправить и поддержать нашего исполнителя на Евровидении.
Ребята из команды onloops (Будапешт, Венгрия) решили побороться за молодое поколение телезрителей. Они разработали сервис, который позволяет им через интернет реагировать на то, что происходит на экране. Например, в ходе политического ТВ-шоу можно ставить лайки или дислайки выступающим и они моментально появятся на экране в виде специальных виджетов. Такое приложение можно установить на телефон, но можно заходить и прямо через веб.
Эта же платформа позволяет устраивать с телезрителями розыгрыши призов. На экране во время передачи на несколько секунд появляется специальный код, который зритель должен успеть записать и отправить телеканалу. У него появится шанс получить приз. Так венгерский стартап пытается заставить людей не переключать программу, а досматривать ее до конца.
Еще одно применение - спортивные прогнозы. Перед трансляцией игры или во время игры канал собирает мнения зрителей о том, какая команда выиграет. Все это сразу же оформляется на экране при помощи специальной интерактивной инфографики.
Представитель стартапа на стенде говорит, что они вели переговоры о внедрении такой функции с одним из украинских телеканалов. Но тот взял таймаут - подумает. Решение венгерского стартапа уже запущено на нескольких бельгийских каналах.
Бесшумные дроны от японцев
Дроны можно использовать для съемки. И этим уже точно никого не удивишь. Но где взять такие дроны, которые, во-первых, не будут жужжать, во-вторых, будут висеть над головам людей и не быть при этом травматичными?
Эту проблему попробовали решить ребята из Японии. Компания NTT Docomo на выставке IBC 2019 в Амстердаме представила сферический дрон, основанный на шаре с гелием. В отличие от других дронов, которые используют пропеллеры, этот дрон передвигается с помощью ультразвуковых вибраций, которые воспроизводят специальные "моторчики", расположенные по бокам сферы.
Дрон управляется с помощью привычного пульта. Экспериментальная модель способна работать без подзарядки в течение нескольких часов абсолютно бесшумно. Также он может работать как сферический экран на концертах и мероприятиях. Кроме этого, к нему можно прикрепить камеру и использовать для видео-наблюдения сверху.
Еще одно потенциальное применение - контроль производства на больших заводах при помощи RFID-меток (разновидность автоматической идентификации объектов).
Holopedia - википедия для виртуальной реальности
На небольшом стенде Animorph, стартап из Лондона, представляет свой проект - Holopedia. Чтобы увидеть его в действии, посетителям выставки приходится надевать VR-очки.
Британцы скрестили сразу несколько технологий - отслеживание зрачка глаза, компьютерное зрение, text-to-speech. Их стартап немного напоминает принцип работы с контентом защитного шлема Робокопа. Когда он смотрит на объект, из базы данных полиции сразу же подтягиваются данные о нем.
То же самое происходит и с Holopedia. Если человек смотрит на банан на полке, то система говорит ему - это банан. И подтягивает всю информацию о банане из Википедии. На самом деле, вместо нее можно использовать любую другую базу данных.
Создатели стартапа считают, что их технология может помочь людям, которые получили черепно-мозговые травмы и теперь сложно отличают друг от друга ранее знакомые им предметы. Система поможет снова обучать мозг - показывать и объяснять ему, что есть что.
Город, который помнит картинки
Если в Украине еще пока только говорят о 5G, то в Европе уже проводят тендеры на частоты и начинают строить сети. Одним из вызовов для новой технологии станет потенциальная задержка при передаче файлов.
От 5G все ждут гигабитных скоростей, но на самом деле придется установить тысячи станций сотовой связи, чтобы обеспечить ковровое покрытие в городе с одинаковым качеством сигнала в любое время, будь то в час пик или во время демонстраций, футбольных матчей.
Помочь в этом деле решили стартаперы из проекта Flame. Он получил финансирование по программе ЕС Horizon 2020.
На стенде в Амстердаме представители Flame рассказали, что придумали, как использовать городскую инфраструктуру для разгрузки мобильных сетей.
На планшете у стартапера установлена AR-игра. Он должен ходить по городу и собирать монетки. Здесь же, на стенде, размещен макет реальной площади Бристоля. Наводя планшет на какую-то постройку, игрок получает моментальную картинку. Это может быть виртуальный магазин, где он должен обменять свои монеты на товары. Кажется, здесь ничего необычного.
Но как оказалось, игрок в AR-игру, который ходит по городу, будет видеть на планшете картинки, которые он не загружал по мобильному интернету. Они были скачаны непосредственно у городской инфраструктуры. Колонна или фонарный столб в будущем, в понимании Flame, может стать накопителем местной информации. На локальных серверах будут храниться голограммы для туристических экскурсий или изображения, видео для игр с дополненной реальностью. А через мобильный интернет будут подгружаться только те данные, которые не способна предоставить городская инфраструктура. Создатели системы, считают, что их платформа доставки городского контента, которая не привязана к централизованному облаку станет одним из элементов концепта smart city.
Одновременное телевидение
Следующая инновация должна осчастливить любителей футбола. Наблюдать за игрой во время чемпионатов любят все, но качественная доставка футбола на экраны - та еще задачка. И речь здесь не о HD-картинке, которая уже доступна для при заказе услуг у украинских провайдеров. Речь о синхронизации того, что показывают разные телевизоры и устройства.
Ведь часто в одной квартире, где есть спутниковая тарелка, уже кричат "гол!", а у соседей, которые смотрят матч по интернету через планшет, арбитр еще заводит: "Итак, опасный момент..."
В компании SES, которая занимается доставкой контента в рамках OTT (телевидение через интернет) и владеет крупнейшей в Европе спутниковой флотилией, решили заняться этим вопросом и синхронизировать вещание.
На своем стенде на IBC компания продемонстрировала две картинки в реальном времени. С двух экранов можно было наблюдать, что трансляция идет одновременно. Оператору удалось синхронизировать интернет ТВ и спутниковое ТВ. У SES своя сеть доставки контента (CDN) и собственная оптоволоконная сеть в Европе в распоряжении. Это и позволило компании выровнять потоки.
Вскоре SES предложит услугу синхронного OTT вещателям - то есть телеканалам. Обещают, что будет стоить не очень дорого.