Экономика Казахстан: тенге падает, цены растут
В Казахстане продолжается падение курса национальной валюты. Но, по мнению экономистов, некоторые поводы для оптимизма все еще есть. На чем они основан, выяснял корреспондент DW.
В наступившем 2016 году отпущенная прошлым летом в свободное плавание и тесно связанная с ценами на нефть марки Brent национальная валюта Казахстана бьет один антирекорд за другим. 11 января за доллар давали 356 тенге, а 12 января на торгах Казахстанской фондовой биржи - уже чуть более 365. Для сравнения: в январе 2015 года курс был почти вдвое выше - 183 тенге за доллар.
Хлеб может стать намного дороже
К падении нацвалюты жители Казахстана почти приспособились. Любую свободную наличность в тенге они сразу конвертируют. Небольшие очереди возле обменных пунктов уже стали привычными. Население старается хоть как-то сохранить свои изрядно похудевшие за последнее время кошельки, ведь зарплата если и будет индексироваться, то в лучшем случае по итогам первого месяца 2016 года.
Власти Казахстана перестали дотировать цены на хлеб
Между тем с начала года власти страны полностью отказались от регулирования цен на основные товары и услуги. Последним дотаций из бюджета лишился так называемый социальный хлеб. "Пока цены на хлеб не сильно выросли, - рассказала DW Айман, продавец небольшого магазинчика на окраине Алма-Аты. - Стандартная 600-граммовая буханка в декабре стоила 70 тенге. Теперь мы ее по 80 продаем".
По мнению Айман, это цена скорее всего не окончательная - поставщики уже сообщили, что, поскольку в феврале ожидается индексация зарплат госслужащим на 40 процентов, цена должна подрасти. "Не знаю, может быть, до 90 тенге обычный хлеб подорожает, может быть, и до 100. Молоко и колбаса на 30-40 процентов подорожали. Но на них давно фиксированной цены нет", - добавила Айман.
Слабый тенге - это не так уж и плохо
Новую экономическую политику правительства Казахстана, предусматривающую как полный отказ от субсидирования социально-значимых товаров, так и широкомасштабную приватизацию предприятий, в которых есть доля участия государства, эксперты оценивают по-разному.
Курс казахстанского тенге сильно зависит от цен на нефть
Экономист Меруерт Махмутова считает, что нынешний курс властей носит позитивный характер, поскольку является своеобразным началом осознания населением новых реалий, отрезвления и обновления. "Мой преподаватель немецкого языка говорил, как можно в шутку расшифровать известную аббревиатуру DDR: "Давай, давай, работай!" Теперь казахстанцам придется взять на вооружение этот призыв. И это не сюрприз, а правда жизни", - заметила в интервью DW Меруерт Махмутова.
Похожего мнения придерживается и выпускник швейцарской Hochschule St.Gallen, казахстанский финансовый консультант Расул Рысмамбетов. По его оценке, сильно просевший тенге в целом очень выгоден для развития экономики страны: "Несмотря на кризис на внутреннем рынке, казахстанские предприниматели могут весьма успешно конкурировать и в Иране, и в Западном Китае, и в южных регионах Российской Федерации. К тому же у отечественных бизнесменов, поскольку казахстанский рынок не обеспечен многими товарами, появляется возможность их производить на месте, а не завозить из-за рубежа".