Куратор Людмила Березницкая об аукционах, инвестициях в искусство и модных художниках
7 ноября в обновленном фонде Bereznitsky Art Foundation на Воздвиженке пройдет аукцион современного и советского украинского искусства From red to blue and yellow. Накануне его организатор, куратор и галерист Людмила Березницкая рассказала Vogue.ua об инвестициях в искусство и самых модных украинских художниках.
Осенний аукцион дома Купавы - уже третий. Мы его готовим по просьбе наших партнеров-владельцев. Аукцион - мощный инструмент для формирования и, в нашем случае, реанимирования рынка. По результатам первых аукционов заметны определенные сдвиги. Вторая, не менее важная для нас задача - акцент на имена, фиксация стоимости произведений на текущий период и дополнительная возможность представить вещи из вторых рук публике. Ведь аукцион работает в сегменте вторичного рынка. Цены пока невысокие - реальная цена на произведения звезд украинского искусства значительно выше. Но по моему убеждению и прогнозам специалистов, очень скоро цены возрастут в десятки раз. Сегодня мы предлагаем особые цены, тем самым давая шанс любителю стать коллекционером, не слишком рискуя финансами.
7 ноября на аукционе мы представим редкое произведение французского периода Николая Глущенко, несколько программных работ Виктора Зарецкого, портреты кисти Зои Лерман, рисунки Бориса Отрощенко и Валерии Спиридоновой, работы Владислава Мамсикова, чудную пастель Татьяны Яблонской; картины ведущих художников ужгородской школы (Федора Манайло и Антона Кашшая); несколько важных для истории индустриальной Украины работ Владимира Хоренко и Виктора Герценка.
Ряд картин представляют важное для Украины направление посмодернистов - уже вошедших в обойму художников с мировыми именами: Арсена Савадов, Таи Гершуни-Галаган, Ильи Чичкан, Александр Сухолит. Мы также не забыли о восходящих звездах современной Украины - это Юрий Сивирин, Роман Михайлов, APL315, Александра Чичкан, Давид Чичкана.
Инвестиции в искусство - это сложно и нет, одновременно. К счастью, в Украине создаются профессиональные институции, предохраняющие сцену от эстетического мусора. Начинающий собиратель в 90 процентом случаев может застраховать себя от ошибки, если обратиться к профессионалам. Такой институцией и является аукционный дом. Он обязательно привлекает экспертов-профессионалов для оценки произведения. Коллекции аукционных домов - это селектированный материал, а покупка на аукционе гарантирует новому владельцу легализованную цену, экспертное заключение и провенанс.
Рынок находился в состоянии стагнации с 2011 по 2016 годы. Оживление началось совсем недавно. И вы правильно задали вопрос о последних трех годах - рост интереса к молодым художником показывает, что новые имена появились и среди коллекционеров. Они гораздо моложе тех, в руках которых сосредоточились работы в основном классиков. Современное поколение хочет коллекционировать современную историю, свои переживания. Но и не только. Среди коллекционеров 30-40 лет есть и те, кто дорожит историей и пытается сопоставить их с современным мировидением. В их коллекциях органично сосуществуют украинские импрессионисты (Николай Глущенко, Татьяна Яблонская) и провокативные, ироничные работами молодых ( и перспективных) Например, работы Юрия Сивирина, который использует исторические образы, созвучны классикам.
Александр Ройтбурд последние 10 лет взял на себя миссию восполнения мировую историю искусства. Правда в своей очень узнаваемой манере. Теперь, даже не посещая Лувр или Уффици, у нас есть шансу познакомиться с работами Тициана, Ребрандта, Малевича, Сурбарана, правда, в узнаваемой и очень специфичной манере маэстро Ройтбурда. И более того, если мы плохо помним как выглядели лица немецких романтиков или лидеров французского просвещения и при этом плохо разбираемся в иудаизме, то снова - нам пмогут работы Александра. Возможно, Александр Ройnбурд мечтает о музее, в котором разместятся картины и артефакты, напоминающие нам о богатстве мировой культуры сквозь призму вглядов наших современников. У такого музея будет шанс стать заметным адресом на карте ведущих музеев мира.
Я бы также отметила очень самобытную и довольно успешную на Западе Александру Чичкан. Очень трудоемкие, оригинальные коллажи Александры посвящены злободневным темам. Не надо смотреть на год произведения, чтобы понять, о чем они. Большинство ее работ уходят быстро и мы не успеваем собрать коллекцию из ее работ.
Нельзя забыть и Романе Михайлове. Он очень модный. Его работы созвучны самым молодым и активным, и очень хорошо выглядят в современном интерьере. Одна его работа размером 2,5 на 2,5 метра провела на стене моей квартиры почти 6 месяцев, пока ее не купил молодой и очень активный коллекционер.
Правил не было, когда я начинала в 90-ые годы, правил и теперь нет. Но и без правил, и без рынка всегда находятся люди, для которых искусство - это часть образа жизни. Такие люди меня окружали всегда, такие люди со мной и сейчас. Правда, их стало больше: в ряды коллекционеров и любителей попадают новые лица - молодые и перспективные ребята, для которых часы или последняя марка авто имеет меньшую ценность, чем искусство. Есть вещи для быта, есть вещи для стиля и образа, а есть вещи для внутреннего мира. Внешнему лоску должно соответствовать содержание. И проявление внутренней стороны личности - это культурные ценности. Они не устаревают, они не девальвируются, они не утрачивают своей ценности, они только могут свидетельствовать о развитии чувственной культуры и вкуса человека.
Я бы советовала сначала разобраться в себе - но для этого нужно много видеть. Со временем потянет к тому, что созвучно собственному миру. Потом, конечно, надо и об инвестировании подумать, и здесь могут помочь специалисты. Если тяга естественная, то, как правило, выбор бывает верным. Но и ошибки бывают: часто искусственно раздутая мода может увести от правильного выбора. Слушайте сердце. Без любви к предмету и желания им обладать трудно сделать правильный выбор.
Мы не открывали галерею. Мы создали фундацию для того, чтобы развивать некоммерческие проекты и одновременно популяризировать коллекцию. Она об украинской истории, и мы хотим через картины о ней рассказать. А еще мы будем делать активности образовательного, развлекательного и популяризаторского характера. Мы хотим быть рядом с теми, кто любит искусство, кто растет вместе с ним и работает, кто станет частью современного процесса культурного прогресса. Или, другими словами, мы хотим сделать все, что в наших силах, чтобы прогресс состоялся.