Как запорожские археологи реставрируют казацкие корабли, и что будет с проектом «Бригантина»
Сегодня, 31 октября, в Туристическом информационном центре сотрудники отдела охраны памятников истории, археологии и природы Национального заповедника "Хортица" к 20 годовщине подъема затонувших кораблей у Хортицы подвели итоги своей деятельности и рассказали о перспективах дальнейших гидроархеологических исследований, реставрации «Бригантины» и обучении студентов.
Первое судно гидроархеологи обнаружили после весеннего сброса воды ДнепроГЭС под Наумовой скалой в северо-западной части Хортицы. Научный сотрудник Валерий Нефедов заметил фрагмент кормы и после экспедиция действительно подтвердила наличие на небольшой глубине корабля, затонувшего около 1793 года. Археологи проводили первичные замеры бригантины на дне и исследовали детали конструкций еще до подъема на поверхность.
Подъем самой бригантины проходил в 2004 году при поддержке водолазов. Одним из основателей проекта «Запорожская Бригантина» стал известный рок-музыкант и фронтмен группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Доставку огромного судна проводили с помощью плавкрана и траверсы. В 2005 году приступили к начальному этапу консервации бригантины.
В реставрационном ангаре также можно увидеть казацкую лодку или как ее принято называть еще казацкую «чайку» 1737 года, которую подняли еще в 1999 году. Каждый флортимберс был маркирован арабскими цифрами. Нумерация начиналась от носа кормы с номером 10 и заканчивалась на миделе под номером 1.Помимо реставрации было принято решение рядом заложить стапель и параллельно строить копию этого корабля.
- В 1999 году нам удалось реализовать уникальный проект в ходе которого было поднято, исследовано, законсервировано и отреставрировано казацкую чайку. А в 2004 году при поддержке Андрея Макаревича, Виктора Пинчука и других меценатов запустили проект «Запорожская Бригантина» в рамках которого подняли большой корабль, который находится на реставрации на Хортице и входит в число коллекции подводных памяток Национального заповедника «Хортица». Собственно именно с него началось формирование экспозиции Музея судоходства, - рассказал директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко.
Начало XVIII столетия - это период наиболее насыщенный количеством памяток. В это время около Хортицы существовала запорожская верфь. Здесь базировались до 400 кораблей и стоял целый флот. В период российско-турецкой войны часть этого флота затонула, но оказалась доступной для изучения путем подводных исследований. С начала 60-х годов начала активно развиваться подводная археология. С конца 80-х - начала 90-х на территории Запорожья это направление начал развивать историк и археолог Валерий Нефедов, который позже объединил вокруг себя и других энтузиастов.
- Мы презентовали сегодня два проекта с годовщины подъема двух кораблей - 15 и 20 лет. Основная проблема у нас сейчас состоит с финансированием. Его попросту нет. Деньги поступают от спонсоров, но они как правило небольшие и нерегулярные. Для проведения полноценной реставрации необходима регулярность и стабильность. Она предполагает многолетние постоянные практики. В 2016 году нам удалось отреставрировать два судна за счет гранта посольства США - дубль шлюпка и байдак. Один большой грант составлял порядка 70 тысяч долларов. Мы его использовали в течение 2,5 лет и у нас все получилось, - рассказал заведующий отделом истории и археологии Нацзаповедника «Хортица» Дмитрий Кабалия.
По словам кураторов проекта «Бригантина», по предварительным расчетам понадобиться не менее пяти лет и 100 тысяч долларов на реализацию этого проекта. Для сравнения, международный проект «Black Sea Project», где также участвовали запорожские научные сотрудники, осваивал аналогичную сумму в течении недели работы.
- Для города это было бы очень важно. Мы вкладываем деньги, но в то же время это реальная возможность заинтересовать и привлечь как можно больше туристов. В музей корабля Васа было вложено не один миллион крон. Сейчас у него гигантский бюджет, его посещают множество туристов и это весомая доходная часть для Стокгольма. Это один из центральных музеев страны и мира. В Европе сейчас огромный бум на исследование затонувших кораблей - Британия, Франция, Польша поднимают корабли. Люди понимают, что это выгодно.Сам по себе музей может быть даже не окупаемый, но при музее всегда есть инфраструктура. Туристы оставляют свои деньги на сувенирах, книгах, кафе, ресторанах, хостелах, магазинах. Это то, что реально дает деньги. Я не понимаю, почему мы этим не пользуемся, - подытожил Дмитрий Кабалия.