Что нужно знать о выставке Сони Делоне
В арт-пространстве Set открылась выставка "Ритм цвета", посвященная Соне Делоне. Помимо Сони, ее участники - украинские художницы Маша Рева, Оксана Левченя, Яся Хоменко и Леся Хоменко, Алена Науменко, архитектор Флориан Юрьев и Ева Толуа. Вместе с художницами и куратором выставки Катей Тейлор Vogue. ua разбирался, почему нам важно знать Соню Делоне.
Соня Делоне прожила счастливую жизнь и была невероятна успешна. Чтобы рассказать об этом, обращению к ее биографии не избежать. Она родилась в Одессе и провела детство в Украине, но уже в 20 лет (это был 1905 год) переехала в Париж. В Европе художница сделала головокружительную карьеру: оформляла балеты для Сергея Дягилева, руководила собственным модным ателье (в 1925 год иллюстрация с ее платьем появилась на обложке британского Vogue), значительно повлияла на развитие ар-деко; делала иллюстрации для книг, разрабатывала принты для тканей, работала над скульптурой и керамикой.
На выставке, которая придумала куратор Катя Тейлор и команда агентства Port.agency, представлены две работы Сони Делоне из коллекции Национального художественного музея Украины, письма и рисунки из частных коллекций (один из самых активных украинских коллекционеров Сони - Евгений Деменок), плакаты, книги. Партнеры выставки - Французский институт в Украине. Его президент Натали Берас говорит: поражена тем, какую исследовательскую работу проделала куратор Катя Тейлор. В первую очередь это касается биографии, которую можно прочесть на плакатах в галерее. Биография художника редко становится отдельным экспонатом выставки и заслуживает такого пристального внимания, но в случае с Делоне это закономерно: в Украине ее не знают. «Соня Делоне рок-звезда во Франции», - говорит Катя Тейлор. - Она очень популярна среди коллекционеров, ее архив находится в центре Помпиду, но здесь ее никто не знает. Весной 2019 года мы делали ее выставку в одесской галерее Invogue. Я давала много интервью тогда и меня поразило, что журналисты говорили: мы никогда не слышали об этой художнице. Так что Соню Делоне нужно открывать Украине».
Вокруг биографии Делоне много несостыковок, разобраться с которыми помогает выставка. Самый простой пример - место ее рождения. В английской Википедии значится город Градижск в Полтавской области, в украинской - Одесса. На мой вопрос, где же правда, Катя Тейлор уверенно говорит: Одесса. «У нас не просто версия, у нас историческая правда. Мы видели копии книги раввината, в которой указано, что Сара (настоящее имя Делоне) родилась в 1885 году в Одессе, более того, есть копии свидетельства о рождении, и мы покажем его на выставке».
От того, что Соню Делоне нам еще предстоит открывать, самым интересным на выставке оказывается документальный отдел. Например, переписка Сони с родными: незадолго после переезда в Париж Соня писала письмо в Петербург, на юбилей свадьбы дяди и тети, которые ее воспитывали. Письмо художница иллюстрировала вручную - это уникальный экспонат. В этом декоративном рисунке читается и ее будущее увлечением ар-деко, и любовь к орнаментализму, который Соня, по ее собственному признанию, связывала со своим украинским происхождением.
В левом крыле галереи Катя Тейлор устроила студию «Сила творчества», пригласив к участию художниц Машу Реву, Оксану Левченю, Ясю и Лесю Хоменко, Алену Науменко, Еву Толуа и архитектора Флориан Юрьева. С Соней Делоне у них много общего: художники работают на стыке индустрий - моды и дизайна, искусства и моды, демонстрируя настоящую, не декларативную свободу творчества.
«Мы не хотели давать прямые связки: вот, есть Соня Делоне, которая работала с формой, а есть Маша Рева, которая также работает с формой, или, например, Алена Науменко», - объясняет Катя Тейлор. - «В ДНК художников, которые представлены на выставке, есть код авангарда: у кого-то он проявляется больше, у кого-то меньше. Об этом интересно поразмышлять. В рамках студии мы анализируем, как работают современные художники, работают ли они на стыке индустрий и зачем, и дает ли это что-то новое их практике».
Художница и дизайнер Маша Рева в интервью часто говорит, что ей интересен авангард - отсылки к нему можно увидеть не только в ее живописи, но и принтах, которые она разрабатывает для одежды. С Делоне Машу в каком-то смысле роднит и многофункциональность: Маша делает керамику, принты, одежды, занимается живописью, оформляет витрины и театральные спектакли. «Когда я училась в Лондоне, я попала на ретроспективу Делоне в Tate Modern. Меня поразила ее многогранность и мультифункциональность, как художница собирала разные элементы в одну историю», - рассказывает Маша. - В 20-ые годы Соня делала ткани для небольшой голландской мануфактуры Metz&Co. Работа в коллаборации очень актуальна сегодня - и я, например, сама часто работают в коллаборации с другими брендами». В рамках выставки о Соне Делоне Маша делает открытую мастерскую художника. Это работы разных лет: здесь и керамическая ваза, покрытая золотом, сделанная Машей в коллаборации со стилистом Надя Шаповал, и живопись, и одежда, и эскизы, перенесенные на полотна размером со стену. С одной стороны, место свободы, другой - чисто пространство, в котором может появится все, что угодно, стоит художнику только захотеть.
Размышляя об авангарде, художница Леся Хоменко говорит: "Я постоянно думаю, как быть современным после периода авангарда, после тех бесстрашных вещей, которые делали художники начала 20 век. Например, отрицая живопись, как Дюшан, и предлагая миру совершенно новые вещи. Я сама живописец - и мне интересно проследить эту связь". На открытии выставки 14 ноября вместе с сестрой, дизайнером Ясей Хоменко, Леся показала перформанс "День рождения". Главной его героиней стала девушка, которая 14 ноября отмечала день рождения (как и Делоне, кстати): Яся Хоменко пошила для нее белоснежное платье с длинным подолом, превращающимся в праздничный стол. На платье-столе закуски, салаты, пакеты с подарками и бокалы с вином; весь вечер девушка принимали вполне реальные поздравления и подарки. "Перформанс вырос из моего реального дня рождения", - говорит Леся. - Яся мне пошила платье-скатерть, я позвала гостей и сделала перформанс. Он стал рефлексией о том, что день рождение часто превращается в повинность".
Самый знаменитый участник этой выставки - легендарный украинский архитектор, композитор, художник, автор «Тарелки» на Лыбедской Флориан Юрьев. Катя Тейлор выбрала для этой выставки две живописные работы Юрьева, посвященные его авторской теории «музыки цвета». Художник раскладывает музыку и поэзию на визуальный ряд. «Выбрала не случайно, потому что у Сони был этап, когда она занималась поэзией живописи, и мне понравилась перекличка между исследованиями Флориана и Сони». Художница Алена Науменко создала для выставки интерактивную стену с магнитами, переставляя которые, можно создать свою картину в стиле Сони Делоне.
Еще одна участница "студии" Оксана Левченя начинала свою художественную карьеру с живописи, после запустила мастерскую OLK manufactory, где вручную вместе с командой мастеров шьет роскошные ковры, а после продолжила свои исследованию в жанре текстильных инсталляций в проекте "Племена". Именно их Оксана представляет в рамках выставки "Ритм цвета" - это две инсталляции из ее проекта «Несуществующие племена», арт-объекты на стыке дизайна, текстиля и искусства, сделанные при помощи метода апсайклинга.
Выставка "Ритм цвета" будет работать до 15 декабря. Ее организаторы - Port.agency, Французский институт в Украине и Посольство Франции в Украине.