Новости и события » Общество » Эффект Моцарта

Эффект Моцарта

Эффект Моцарта

О пользе классической музыки для детей рассказал дирижер днепропетровской филармонии.

Психологи, ученые, медики со всего мира рекомендуют родителям с раннего детства включать музыку Моцарта для их детей. Ведь он стал композитором уже в возрасте 4-х лет, что привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют маленькие почитатели его творчества. Считается, что классическая музыка положительно влияет на развитие головного мозга. У взрослых нейронные связи в мозге уже сформированы, и влияние это будет кратковременным. А вот ребенок, увлеченный классикой, имеет все шансы вырасти гением – как и сам Моцарт.

Уже несколько лет в Днепропетровске проводят концерты классической музыки для детей. Детский абонемент в филармонии действует год. Концерты – по воскресеньям. На первый, в одиннадцать, послушать оркестр собираются воспитанники и преподаватели музыкальных школ. Второй, в половину первого, посещают родители с юными ценителями классики. Об особенностях работы с детьми и о своей редкой профессии рассказал дирижер оркестра Иван Чередниченко.

– Расскажите, как подбираете музыку для детских концертов. Это адаптированные произведения?

– Во-первых, детской музыки очень мало. Есть «Детский альбом» Чайковского, «Петя и волк» Прокофьева, «Путеводитель по оркестру» Бриттена и некоторые другие произведения. Во-вторых, программа «Детский симфонический абонемент» работает уже несколько лет, и репертуар каждый год надо менять и расширять. В-третьих, ученики музыкальных школ приходят к нам уже подготовленными. Иногда я советуюсь с преподавателями этих школ: что бы им хотелось услышать, что есть в программе, что еще нужно знать?

– Какие композиторы в репертуаре?

– Спектр очень широкий. Последний концерт – «Истории севера». Это музыка Мендельсона, который неоднократно бывал в Шотландии и вообще на Севере, произведения финского композитора Сибелиуса, увертюра «Манфред» Шумана, «Пер Гюнт» норвежского композитора Грига. Последнее произведение – очень яркое и красочное и не требует сильной музыкальной подготовки для ребенка. Поэтому дети его воспринимают на «ура».

– С какого возраста приходят на концерты?

– Начиная от грудничков...

– А не мешают работать?

– Бывает, конечно. Мы ставили сказку «Алладин» – собрание восточной музыки. Было несколько страшных моментов, на которых дети в зале плакали.

– Оркестр не сбивал детский плач?

– Мы приучены работать в любых условиях. Кроме того, для детей иногда играть проще, чем вечерние концерты для взрослых. Дети воспринимают музыку с открытым сердцем. Они еще маленькие и не знают, что такое популярная музыка. У них еще не сложились вкусы. Зачастую и аплодируют они больше.

– Есть ли обсуждение с детьми после концерта?

– Официально – нет. Но бывает, дети подходят, что-то спрашивают и просят сфотографироваться.

– Почему, на ваш взгляд, нужно приучать ребенка к классической музыке?

– Академическая музыка требует работы над собой, определенных умственных усилий. Человеку намного проще прийти домой, включить «унца-унца», расслабиться. Ведь эстрадная музыка апеллирует к самым простым человеческим рефлексам – ритму. Поэтому она сразу приедается, застревает в голове.

– В каком возрасте вы сами начали заниматься музыкой?

– Очень рано, в 4 года. Отец работал директором в музыкальном обществе, в советское время возил артистов на гастроли по Украине. Причем, он не хотел, чтобы я был музыкантом, ведь знал, что это сложная жизнь – особенно на постсоветском пространстве. Но классическую музыку любит мама. Еще беременной она постоянно слушала Чайковского. Теперь это мой любимый композитор.

– Вы же и сами играете на музыкальных инструментах?

– Как дирижер я обязан играть на фортепиано. Есть моменты в партитуре, которые нельзя услышать внутренним слухом. С четырех лет я хотел играть на флейте, но в начале девяностых она была родителям не по карману. Поэтому мне дали старый военный аккордеон, на котором я и занимался практически всю жизнь. Уже в училище понял, что хочу заниматься дирижированием.

– А что вы заканчивали?

– Киевское музыкальное училище Глиера, потом Национальный педагогический университет им. Драгоманова. Позже – Киевскую академию музыки, уже как дирижер. Лет пять назад главный дирижер днепропетровской филармонии Наталия Пономарчук не могла постоянно репетировать с оркестром. Обзвонили многих дирижеров, но ни у кого не получалось приехать и подготовить оркестр. Предложили мне. Я поработал три дня, а через несколько недель мне предложили концерт. Так я и остался. На тот момент я учился на третьем курсе консерватории.

– Вам всего двадцать восемь лет. Можно ли сказать, что вы один из самых молодых в Украине дирижеров?

– Вряд ли. Я знаю многих ребят, которые еще, будучи студентами, работали дирижерами. Я тоже начал практиковать в 23 года. По европейским меркам это поздно. Там начинают свое обучение и карьеру – в 17–18 лет. А у нас с советских времен вся система построена так, что будущий дирижер должен был окончить музыкальную школу, музыкальное училище и консерваторию по всему инструменту. Только после мог поступать на оперно-симфоническое дирижирование. Этот факультет всегда был как второе высшее образование. По-другому документы не принимали. Как раз когда я поступал, приняли постановление про то, что второе высшее может быть только платным. Поэтому на оперно-симфоническое дирижирование начали набирать с училищными дипломами младшего специалиста. Успел одним из первых. Дирижер – вообще штучный товар (смеется). У нас на курсе было три человека. В год в Украине разные вузы выпускают всего до 10 дирижеров. Но не все трудоустраиваются. Слишком высока конкуренция.

– Но ведь вы были самым юным участником конкурса им. Евгения Светланова в Париже...

– Так получилось. Да и у меня за плечами не только Париж. Много других конкурсов. Но это счастливое стечение обстоятельств – попасть туда, на одно из топовых событий в мировой музыке. Я отправил заявку и забыл, ведь знал, что на такой конкурс сложно пробиться. Интересно даже поехать поучиться у ребят более опытных. Ведь в Европе дирижеры имеют доступ ко всем концертам, следят за работой маститых дирижеров.

– Кто из дирижеров с мировым именем – пример для вас?

– Я не могу назвать одно имя. У каждого есть свои методы работы, мануальная техника, видение партитуры. Особо выделил бы Карлоса Клайбера, Саймона Раттла. Эти дирижеры близки мне по духу.

– С какими оркестрами мечтаете поработать?

– Конечно, Берлинская филармония – это легенда. Один из лучших оркестров мира. Не могу не вспомнить Лейпцигский Гевандхауз, Лос-Анджелесскую филармонию, оркестр Филадельфия.

– Почему вы выбрали профессию дирижера, а не музыканта?

– Никакой инструмент не имеет столько репертуарных возможностей, как оркестр. Играя на аккордеоне, я не мог прикоснуться к таким вещам, как шесть симфоний Чайковского, музыка Маляра, Рахманинова. Кроме того, я не могу играть на профессиональном уровне. У меня был сложный перелом пальца.

– Что самое сложное в вашей работе?

– Оркестр – это живой организм. И для того, чтобы он звучал, все его музыканты должны принять концепцию, которую предлагает им дирижер. Естественно, люди будут сопротивляться. Никто не любит принуждение. Поэтому нужно находить к каждому подход, предлагать людям варианты и принимать их идеи.

– Какие отношения сложились у вас с главным дирижером Наталией Пономарчук?

– Мы оба учились у одного профессора, в одном классе. Еще тогда у нас сложились прекрасные отношения. Кстати, именно этот профессор и порекомендовал меня для работы в днепропетровской филармонии. У нас совершенно разные позиции. Я отвечаю за музыкальный материал, Наталия Борисовна – и главный дирижер, и художественный руководитель. На нее взваливают и административные обязанности. Ей намного сложнее.

– Как вы настраиваетесь, когда выходите выступать на сцену?

– Обычно, когда дирижер выходит на сцену, уже все отрепетировано и готово. Поэтому в настрое я не нуждаюсь. Я получаю колоссальное удовольствие на сцене. Как можно настраиваться перед удовольствием?

– Есть ли у вас какие-то приметы для выступлений?

– Перед выступлением надеваю всегда одни и те же запонки.

– Многие оркестры сейчас выступают совместно с эстрадными исполнителями. Практикуете ли вы подобное?

– Я против таких выступлений. Ведь это академический оркестр, который нацелен на определенный репертуар. Они могут сыграть эстрадную музыку – это несложно, но будет тяжело психологически. Например, у нас в программе есть музыка из кинофильмов 20 века и начала 21 века: «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и т. д. И хотя эта программа пользуется популярностью, репетировать ее довольно сложно. Музыка очень громкая. Начинает болеть голова. Очень много ударных. Этот процесс – на пределе возможностей, как человеческих, так и инструментальных.

Автор Алена Дрыга, фото из архива Ивана Чередниченко

Эффект Моцарта

Эффект Моцарта


Как выбрать оптимальный момент для обмена валюты

Как выбрать оптимальный момент для обмена валюты

Обмен валюты может быть выгодным или не очень, в зависимости от текущего курса. Выбор оптимального момента для обмена важен для максимизации финансовых выгод. В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые аспекты, которые стоит учитывать при планировании...

сегодня 14:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх