Даже герои-одиночки могут изменить мир - режиссер Агнешка Холланд о "Цене правды"
28 ноября во всеукраинский прокат вышел фильм "Цена правды" - копродукция Польши, Великобритании и Украины, - снятый режиссером Агнешкой Холланд.
1933-й год, журналист из Уэльса Гарет Джонс приезжает в СССР и - не соглашается молчать об увиденных последствиях искусственного голода в Украине. Герой фильма сталкивается не только с сопротивлением советской репрессивной машины, но и с непониманием своих соотечественников: британскому, как и американскому, истеблишменту выгоднее закрыть глаза на правду, чем ссориться со Сталиным, который щедро платит за помощь в индустриализации страны...
Премьера фильма состоялась на Берлинале, его удостоили главного приза на кинофестивале национальных фильмов в Гдыне, а после проката в Польше и Украине "Цену правды" увидят зрители Великобритании, США, Франции: права на показы проданы в 30 стран. "Фильм - непростой, и у нас проходят не просто премьеры. Презентации фильма в разных городах и странах - это еще и личные встречи, дискуссии, разговоры о параллелях между прошлым и настоящим, об исторической правде, угрозах и роли журналистики", - отмечает Агнешка Холланд.
На киевскую премьеру (во всеукраинском прокате фильм с 28 ноября) она также приехала лично. Именитая режиссер, в фильмографии которой не только полнометражное кино, но и работа над культовым сериалом "Карточный домик", а среди наград - "Золотой глобус", нашла время пообщаться с журналистом Delo.ua и рассказать о мистере Джонсе, о цене, которую приходится платить за правду, и о восстановлении исторической справедливости как гарантии, что "никогда снова".
Подпишитесь на канал DELO.UA
Я интересовалась темой Голодомора в Украине и ранее. Как и Холокост - это одно из страшнейших преступлений ХХ века. В отличие от преступлений гитлеровского режима, сталинские злодеяния не получили такой международной огласки и такого всеобщего порицания. И сегодня есть люди, которые находят им оправдание некими высшими идеями или вовсе подвергают сомнению очевидные факты. Но ведь известно - отсутствие покаяния грозит новыми аналогичными преступлениями в будущем...
О Голодоморе в Украине писал не только Гарет Джонс. Как возник интерес именно к его личности?
О Гарете Джонсе я узнала из книги Тимоти Снайдера. Благодаря ей многое из того, что я знала ранее, для меня упорядочилось и прояснилось. Джонс был очень образованный и, вместе с тем, немного наивный человек.
Кадр из фильма "Цена правды"
И когда мне попал в руки сценарий Андреа Халупы (ее дед пережил голод в Украине), все сошлось. Кроме возможности восстановления исторической памяти, я увидела яркие параллели с современностью. По-прежнему в разных странах происходят те или иные преступления, есть журналисты, которые говорят о них правду (как и те, кто закрывает глаза), и есть интересы политиков, которые не всегда руководствуются благовидными целями и готовы служить правде.
Читайте рецензию на фильм "Цена правды"
То есть в мире ничего не меняется?
И вы, и я живем в реальном мире, в котором нас окружают фейковые новости, политические манипуляции, пропаганда... Я думаю, что в сегодняшнем мире на журналистах лежит еще большая ответственность. Сейчас как никогда необходима правдивая, объективная, независимая журналистика, которая поможет человеку разобраться в окружающем нас информационном потоке. И в то же время журналистика сталкивается со многими угрозами и соблазнами: давлением собственников, политиков, а с другой стороны - коммерческий пресс, ограниченные финансы и от этого попытки угодить всем, чтобы не потерять деньги.
Гарет Джонс полагал, что сопоставление фактов и распространение правды - это обязанность журналиста. Кажется очевидным, что именно в этом смысл профессии. Но воплощать эти принципы в жизнь оказалось очень непросто. Непросто тогда, непросто и сейчас.
Режиссер Агнешка Холланд и актер Джеймс Нортон, сыгравший Гарета Джонса. Кинотеатр "Киевская Русь", Киев, ноябрь 2019. Фото: Film.ua
Поэтому вы неоднократно подчеркивали, что "Цена правды" - это не только о будущем, но и о настоящем?
Да. Два моих фильма, "Европа, Европа" и "В темноте", посвящены теме Холокоста. Но огромное количество жертв коммунистического режима не вошло в сознание мирового общества так, как, например, преступления Холокоста И я посчитала нужным рассказать не только об ужасах того времени, но и о масштабах вранья - и в этом я вижу абсолютно реальные параллели с сегодняшним временем.
Голодомор - это не только ужасные два года. Его эффект гораздо более продолжительный и масштабный - демографический, физиологический, психологический. Он также спровоцировал процессы миграции внутри Украины - кто-то пришел и заселил вымершие села... И многие сегодняшние украинские проблемы, в том числе на Востоке, тянутся своими корнями к Голодомору.
Коррупция медиа, конъюнктурность власть предержащих и равнодушие мирового сообщества - это триада, которая делает возможными наихудшие вещи. Политическая и экономическая выгода заставляет замалчивать или перевирать очевидные факты преступлений, и мир реагирует на это с безразличием. Подобное мы наблюдаем в отношении Руанды, Сирии, Украины и многих других стран.
Режиссер Агнешка Холланд. Киев, Hiltоn, ноябрь 2019. Фото: Film.ua
И что делать в наших силах, как журналистов, и ваших, как режиссера, чтобы "никогда вновь"?
Для начала, сделать так, чтобы болезненный опыт человечества не был забыт - это важно не только для Украины, но и для всего мира.
Как режиссер, языком искусства я стремлюсь рассказывать о вранье. О преступлениях, которые не понесли наказания. О том, что нельзя забыть и простить.
А вам - не забывать, что объективная журналистика и даже герои-одиночки могут изменить мир. Демократия не выживет без таких журналистов, как Гарет Джонс.