Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет.
"Я всегда считал, что картины лучше всего искать во Франции и на Парк-авеню", - говорит Отто Науманн, бывший манхэттенский дилер, а сейчас вице-президент отдела старых мастеров в нью-йоркском Sotheby’s.
Звучит убедительно. В прошлом месяце на торгах во Франции картины Чимабуэ и Артемизии Джентилески ушли за рекордные €24,1 млн и €4,8 млн соответственно, а теперь Sotheby’s объявил одним из топ-лотов вечернего аукциона старых мастеров 29 января полотно Рубенса "Дева Мария с младенцем Христом, святой Елизаветой и Иоанном Крестителем".
Картина на доске высотой 1,2 м под названием "Дева Мария с младенцем Христом, святой Елизаветой и Иоанном Крестителем", изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет и не выставлялась с 1951 года. Эта композиция была наиболее широко известна по картине, находящейся в коллекции Музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде и обозначенной в ее каталоге как "авторская копия" приблизительно 1618 года.
Проконсультировавшись со специалистами по творчеству Рубенса, Науманн пришел к выводу, что обнаруженная картина - оригинал, написанный между 1611 и 1614 годом, вскоре после того, как живший в Антверпене художник вернулся домой после глубоко повлиявшего на него пребывания в Италии в 1600-08 годах.
"Это был потрясающий период в творчестве Рубенса", - говорит Науманн, которого цитирует theartnewspaper. Произведения художника, созданные в это же время, вроде "Избиения младенцев" (1609-11) или "Лота и его дочерей" (1613-14), были проданы на торгах за $76,7 млн и $58,2 млн в 2002 и 2016 году соответственно.
"Он хочет произвести сильное впечатление. Это очень энергичная картина", - добавляет Науманн, восхищенный новым открытием XVII века. Но скромный, прямолинейно религиозный сюжет картины умерил возлагаемые на нее финансовые ожидания, и аукционный дом выставит ее с эстимейтом $6-8 млн.
Sotheby’s - и еще один частный продавец из Америки - ожидает большего от алтарной картины Джованни Баттисты Тьеполо "Мадонна с четками и ангелами". В 1989 году она была продана за $2,1 млн, что установило аукционный рекорд на произведения венецианского мастера XVIII века.
Полотно высотой 2,4 м, подписанное и датированное 1735 годом, изображает Деву Марию в огненно-красном одеянии в окружении трех ангелов. Как и в случае с картиной Рубенса, имя заказчика этой работы неизвестно.
Поскольку крупноформатные картины Тьеполо практически не встречаются на открытом рынке, Sotheby’s решил гарантировать продавцу минимальную цену не ниже $15 млн, что почти втрое выше актуального аукционного рекорда художника. На данный момент гарантию обеспечивает Sotheby’s, но до торгов третье лицо может предложить неотменяемую ставку и взять риски на себя.
Участие этих дорогих лотов на январских торгах в Нью-Йорке контрастирует с относительно слабыми лондонскими аукционами в декабре. На фоне скорых парламентских выборов и продолжающегося напряжения из-за выхода Великобритании из Европейского союза ни один продавец не рискнул выставить картины дороже $5 млн ни на Sotheby’s, ни на Christie’s.
Питер Пауль Рубенс. "Дева Мария с младенцем Христом, святой Елизаветой и Иоанном Крестителем". Ок. 1618 г. Фото: Sotheby’s
Джованни Баттиста Тьеполо. "Мадонна с четками и ангелами". 1735. Фото: Sotheby’s