Владислав Иноземцев: Россия скатывается во времена брежневского застоя
Доктор экономических наук Владислав Иноземцев рассказал DW о причинах длительного кризиса в российской экономике. По мнению эксперта, перемены начнутся не раньше 2024 года.
Директор Центра исследований постиндустриального общества, доктор экономических наук Владислав Иноземцев назвал DW причины кризиса в российской экономике и рассказал об отличиях от кризисной ситуации 2008 года. Аналитик прогнозирует, что Россию ждет длительный спад, так как экономика находится на периферии внимания политического руководства страны, и перемены начнутся не раньше 2024 года.
DW: Россия переживает второй экономический кризис за последнее десятилетие, в 2009 году ВВП упал на 9 процентов, в 2015 году - почти на 4 процента. Чем отличается развитие нынешней кризисной ситуации от того времени? Владислав Иноземцев: Да, это второй кризис в экономике со времени прихода во власть Владимира Путина в 2000 году. Отличие его в том, что в 2008 году власти понимали - экономика важна, и реакция российского правительства была намного более активной. Была создана антикризисная программа. Масштабы финансовой поддержки ее мероприятий были пусть не всегда эффективными, но серьезными.
Владислав Иноземцев
Теперь положение гораздо хуже. Я уже не говорю о международных санкциях в ответ на вмешательство в дела Украины, а также о неадекватных действиях российского руководства. Я в первую очередь анализирую экономическую ситуацию. Экономика остается на периферии внимания, предпринимательский климат намного ухудшился, бизнес маргинализировался. Государство окончательно перестало обращать внимание на экономические проблемы и преследует исключительно геополитические или свои внутриполитические цели.
Власти могут быть заняты чем угодно - играть по ночам в хоккей, прославлять Кадырова, спасать Асада, а то, что происходит в экономике, им неинтересно. Эта позиция Путина привела к тяжелым последствиям - Россия не представляет никакой инвестиционной привлекательности. В этом основа нынешнего кризиса.
- Однако правительство РФ связывает кризис с внешними факторами, в частности, с падением цен на нефть.
- Конечно, цены на нефть наносят серьезный удар, возможно больший, чем западные санкции. Но в 2008-2009 годах нефть тоже сильно падала в цене. Но тогда государство демонстрировало расположение к приходу инвесторов, желание восстановить отношения с Западом. Кроме того, падение экономики вовсе не связано напрямую со стоимостью нефти. Напомню, что в 2011-2013 годах в России темпы экономического роста падали, а среднегодовые цены на марку Brent были высокими - около 110 долларов за баррель.
Сейчас падение нефтяных цен накладывается на катастрофическую внутреннюю и внешнюю политическую ситуацию, развитию которой способствуют власти. При этом правительство ничего не делает для преодоления этого кризиса и всем рассказывает, что цены на нефть скоро поднимутся. А вдруг не поднимутся? Как может государство несколько лет подряд жить с ежегодным дефицитом в несколько процентов ВВП, когда из-за западных санкций нет возможности прокредитовать этот дефицит извне?
- Но если цена нефти уже к концу первого квартала все же стабилизируется, достигнет 40 долларов за баррель и начнется укрепление рубля, как прогнозирует глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, кризису в России придет конец?
- Счастье для России не наступит и при 60 долларах за баррель. С учетом того, как бездарно тратятся деньги российского бюджета, стоимость нефти должна расти каждый год на 20 процентов. Рассчитывать на это не приходится, и я не вижу причин надеяться на рост экономики.
Мы близки к дну, потому что в последнее время в российской политике было сделано так много ошибок, что даже если нефть подорожает, и Запад снимет санкции, кризис не закончится. Иностранный бизнес вряд ли вернется в Россию в прежнем масштабе.
Кто сюда пойдет, если права инвесторов не защищены, если ваш бизнес могут запретить, как это произошло с турецким бизнесом, если антисанкциями прикроют выстроенные вами логистические цепочки поставок продуктов?
- Ваш прогноз - кризис в России входит в фазу стагнации и перемены возможны не ранее 2024 года. Почему вы так считаете?
- Почему не будет перемен? Потому что Путин думает, что он делает все правильно. Население также в этом убеждено. Я не разделяю мнение своих друзей из оппозиции, что соцопросы врут. Мне кажется, что они достаточно правильно показывают настроения в обществе. В этих условиях в 2018 году переизбрание российского президента пройдет, скорее всего, достаточно легко, и никакого Майдана я не предполагаю. Но дальше, к 2024 году, ощущение в обществе того, что что-то идет не так, будет уже довольно широким.