Новости и события » Общество » В Киеве презентовали новые книги об афонских старцах-выходцах из Украины

В Киеве презентовали новые книги об афонских старцах-выходцах из Украины

В Киеве презентовали новые книги об афонских старцах-выходцах из Украины

В столичной галерее-ризнице "Чудотворные иконы Афона" презентовали новые книги об афонских старцах-выходцах из Украины. Как сообщили журналистам "Фр ы" в Центре информации УПЦ, это книги "Старец Аникита: духовный путь святости" и "Афонский старец из Закарпатья. Иеросхимонах Аввакум (Вакаров) и его время (1899-1972)".

Как сообщает "Фома в Украине", оба издания написал директор Международного института афонского наследия, историк Сергей Шумило. Вторую - в соавторстве с еще тремя исследователями.

КНЯЗЬ-ИНОК

"Все XVIII столетие основанный при поддержке киевских князей, древний русский на Афоне Пантелеимонов монастырь был занят греками. Именно старец Аникита (Ширинский-Шихматов), приехав на Святую Гору, первым сумел договориться о разрешении принятия в обитель славянских монахов (преимущественно это были украинцы), и с тех пор монастырь стал постепенно возрождаться как русский", - рассказал историк.

Будущий иеросхимонах Аникита происходил из княжеского рода Ширинских-Шихматовых, родился на Смоленщине. Получив блестящее образование, он мог построить успешную карьеру, но однажды князь оставляет все и начинает ездить по монастырям. Посетив Киево-Печерскую Лавру, решает принять постриг, что и делает в Свято-Юрьевом монастыре в Новгороде.

Спустя несколько лет он предпринимает паломничество по святым местам Украины и России, намереваясь в конце концов побывать на Святой Земле и Афоне. Около полугода живет в Успенском монастыре в Одессе, где составляет службу и акафист святителю Митрофану Воронежскому. Также ему принадлежит первое подробное житие этого святого.

За время пребывания отца Аникиты в их городе "одесситы очень полюбили старца, так что послушать его проповеди приходили сотни людей". "Они очень хотели, чтобы старец остался в Одессе навсегда", - отметил Сергей Шумило. Но в 1830-е отец Аникита отправляется на Афон. Здесь благодаря ему началось возрождение Пантелеимоновой обители и Ильинского скита, где старец построил храм в честь святого Митрофана. Позже отец Аникита в сопровождении преподобного Арсения Святогорского1 посетил Святую Землю и вернулся на Афон, чтобы остаться там навсегда. Но спустя какое-то время Синод назначил его настоятелем русской посольской церкви в Афинах.

В этом городе, спустя год после назначения, старец почил. Произошло это в 1837-м. "Согласно воспоминаниям очевидцев, сотни людей стояли в очереди, чтобы попрощаться с ним. Греки очень любили старца, и, хотя отец Аникита завещал похоронить его на Святой Горе, с почетом погребли его в Афинах. Спустя год, по настоянию родственников, подвижник был перезахоронен в Ильинском скиту на Афоне", - рассказал историк. В 1848 г. мощи старца обрели, и до 1990-х они были открыты для всеобщего поклонения. Затем около 20-ти лет святыня считалась утерянной. В 2017-м украинским исследователям удалось ее отыскать.

Как рассказал Сергей Шумило, отец Аникита известен и как поэт. Его творчество ценили И. Крылов, император Николай I, немного критиковал А. Пушкин. Духовная поэзия князя-инока, как и житие святителя Митрофана и заметки старца "Путешествие по святым местам Востока", также вошла в издание.

ЗАКАРПАТЕЦ-АФОНИТ

Схиархимандрит Аввакум (Вакаров), которому посвящена вторая книга, - уроженец Закарпатья, духовный сын преподобного Силуана Афонского2, один из тех, благодаря кому святогорский Пантелеимонов монастырь сохранился в ведении славян в ХХ веке, когда нависла угроза занятия обители греками.

По словам Сергея Шумило, ранее об этом подвижнике не было написано даже научной статьи.

"Когда ко мне на Афоне обратились с просьбой взяться за эту работу, я хотел отказаться, потому что одно дело составить житие на основе написанных ранее материалов, другое - когда о подвижнике вообще ничего не известно. Нужно было найти по архивам огромное количество документов, проанализировать сотни материалов, в том числе ранее не известных. Сначала я начал работать над книгой один, потом понял, что не справлюсь и за несколько лет, и привлек своих коллег-специалистов - это Михаил Шкаровский, Павел Гайденко и Юрий Данилец. Вчетвером мы смогли закончить эту работу", - поделился исследователь.

При написании уникальной книги, занявшем около 2 лет, были использованы документы из архивов афонского Пантелеимонова монастыря, Священного Кинота Афона, архивов Украины, Болгарии, Венгрии, Германии, России, Словакии, США и Чехии. В результате удалось составить житие старца, а также описать историю Афона и Пантелеимонова монастыря с 1920-х по 1970-е годы и подробную историю Православия на Закарпатье в начале ХХ века.

Как рассказал Сергей Шумило, из-за произошедшей в 1917 г. в Российской империи революции и появления "железного занавеса" в святогорский Пантелеимонов монастырь перестали прибывать новые монахи. В 1920-е в нем подвизалось около 1000 иноков, но все - уже старцы. Монастырь рисковал со временем опустеть, и тогда перешел бы в ведение греков. Благодаря же тому, что Закарпатье не вошло в состав СССР, в 1920-1930-е гг. на Афон отправились около 40-ка молодых закарпатцев, которые пополнили братию Пантелеимоновой обители. "К 1960-м они остались единственными иноками в этом монастыре", - сообщил историк. Это спасло монастырь от опустения.

Сам будущий старец Аввакум принял Православие во времена, когда в его родных краях начались гонения на православных (одного из его родственников даже убили за веру). На Афон он отправился по благословению преподобного Алексия (Кабалюка) в 1926 г. Приехав как паломник, молодой человек остается там навсегда.

Всего отец Аввакум провел на Святой Горе 46 лет, из них более 10-ти был учеником преподобного Силуана, последние 13-ть - антипросопом при Священном Киноте Афона (то есть членом "правительства" Афонской монашеской республики).

Последние годы жизни подвижник тяжело болел - у него был рак. Несмотря на болезнь и сопровождавщие ее страдания, он продолжал служить, участвовать в заседаниях Кинота, при этом говорил: "На меня возложили послушание, я не могу его нарушить". Почил старец в 1972 году.

"Старец Аввакум был человеком очень скромным, он никогда не стремился ни к каким высоким должностям, - продолжил Сергей Шумило. - Настоящий подвижник, исихаст (он научился непрестанной Иисусовой молитве у святого Силуана), отец Аввакум старался никогда не выказывать, кем он является". На общих снимках членов Кинота старец всегда стоит в заднем ряду.

Взяв за основу эти фотографии из архива Священного Кинота Афона, в Киево-Печерской Лавре написали его портрет, который и помещен на обложку книги. Такие же портреты после выхода издания раздавали прихожанам в Лавре.

"Одна онкобольная женщина, узнав, что старец тоже болел раком, стала молиться ему. Буквально позавчера мне прислали ее письменное свидетельство о том, что врачи констатируют неожиданные положительные изменения в ее состоянии", - поделился Сергей Шумило.

"Как человек, который сам страдал от этой болезни, подвижник, вероятно - мы еще не знаем - является небесным заступником, который помогает в молитвах о преодолении рака", - добавил он.

Завершилась презентация ответами автора на вопросы аудитории. В частности, историк рассказал, что сейчас представители Международного института афонского наследия продолжают исследовать найденный в 2018 г. в архиве одного из святогорских монастырей помянник XVII-XVIII вв. Документ содержит имена не только самих ктиторов - в основном гетманов и представителей казацкой старшины, - но и их родственников. Последнее делает его уникальным источником ранее не известных ученым сведений. "В нем перечислены сотни родов. Мы сейчас ведем работу над тем, чтобы обобщить сведения и составить генеалогические справки по каждому из них, чтобы в дальнейшем издать этот помянник с комментариями", - сказал Сергей Шумило.

1. Преподобный Арсений (Митрофанов) - архимандрит Свято-Успенского Святогорского монастыря (ныне Лавра) с 1844 по 1859 гг.

2. Преподобный Силуан Афонский (в миру - Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в крестьянской семье. По настоянию отца поступил на военную службу. После окончания службы в 1892 году отправился на Святую Гору Афон и вступил в число братии Свято-Пантелеимонова монастыря.

С самого начала послушничества стяжал дар молитвы. Первым послушанием брата Симеона стала работа на мельнице. Именно здесь, в Свято-Ильинском храме, что на жерновах, с ним произошло событие, изменившее всю его жизнь. Во время уединенной молитвы в храме пред ликом Спасителя святой Силуан сподобился узреть Самого Господа. Это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога, троичного в Лицах. Это произошло через полгода после поступления послушника Симеона в монастырь.

Спустя четыре года после прихода в обитель принял постриг с именем Силуан. В 1911 году принял схиму с тем же именем. Скончался старец в 1939 году.

В Киеве презентовали новые книги об афонских старцах-выходцах из Украины

В Киеве презентовали новые книги об афонских старцах-выходцах из Украины

Германия


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

сегодня 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх