Новости и события » Культура » "И я того же мнения!": о фильме ужасов "Черное Рождество"

"И я того же мнения!": о фильме ужасов "Черное Рождество"

"И я того же мнения!": о фильме ужасов "Черное Рождество"

Кровавое Рождество

Действие фильма ужасов Софии Такал "Черное Рождество" происходит в американском колледже в канун Рождества. В ожидании праздника кампус потихоньку пустеет. Но не только из-за того, что большинство учащихся уезжают домой: студентки одна за другой бесследно исчезают (зрители знают - навсегда, поскольку на экране показано, как они, напуганные, становятся жертвами неизвестных в черных масках). Так происходит до тех пор, пока небольшая группа девушек, в сестринство которых проникают таинственные душегубы, наконец, не дают им отпор.

Известный сюжет

"Черное Рождество" сошло с конвейера плодотворного продюсера Джейсона Блума, специализирующегося на малобюджетных фильмах ужасов (малобюджетных по голливудским меркам, само собой; в Украине за 5 млн долл продюсеры готовы снять не камерное колюще-режущее кино с неизвестными актерами, но всамделишный блокбастер). Лента является переосмыслением (уже классического) одноименного фильма ужасов Боба Кларка 1974 года выпуска, к тому же - не первым (историю о студентках, становящихся на Рождество жертвами, уже переснимали в 2006-м).

Кратко и по делу в Telegram

По мотивам MeToo

Формальный смысл своего существования новая версия "Черного Рождества" находит в острых социокультурных конфликтах, которые сотрясают современное американские общество, и в немалой степени (а, может, и в первую очередь) американские университеты, бурлящие активистскими кампаниями за пересмотр исторических иерархий и переоценку классики, примеры которых приведены в картине.

Ее отправной точкой становится движение MeToo, осуждающее сексуальное насилие и сексуальные домогательства, одну из причин которых усматривают в традиционных гендерных стереотипах. Героиню ленты Райли (Имоджен Путс) несколько лет тому опоил и изнасиловал старшекурсник. Она предала случившееся огласке, но ей никто не поверил. Теперь, когда с подругами случается беда, девушка находит мужество и силы противостоять агрессорам (само собой, исключительно мужского пола).

Вечный оппортунизм

То, как именно авторы берутся развивать актуальную тему, облачая ее в остросюжетную форму, заставляет вспомнить высказывание историка Томаса Карлейля: "Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи".

Вот и команда Джейсона Блума, скорее, говорит не MeToo, но спекулятивно поддакивает: "И я того же мнения!", стремясь "программно" оседлать высокую волну актуальности в надежде, что она привлечет к фильму пристальный зрительский интерес и вынесет его на "кисельные" берега высоких кассовых сборов.

Убей (в себе) альфа-самца

Это выражается в той "большевистской прямоте", с которой организован художественный водораздел между добром (исключительно женским; в дебюте девушка, становящаяся жертвой, своим телом создает образ ангела на снегу) и злом (исключительно мужским, к тому же белым, гетеросексуальным и ориентированным на доминирование, заполняя все мыслимые ячейки в анкете "патриархального" агрессора). И том, как авторы трактуют образы "попутчиков" - персонажей, сделавших шаг в сторону от предусмотренных им социальных ролей, - моментально лишая их всякого доверия (мужчинам его, впрочем, не жалуют изначально).

Без неожиданностей

Подобный "идеологически подкованный" подход, сближающий "Черное Рождество" с плохим советским кино, на корню уничтожает не только интригу (она изначально кажется рудиментарной, к тому же, в достаточной степени раскрыта в трейлере), но и характерное для фильмов ужасов нервное напряжение. Его не особо повышают даже традиционные, казалось бы, безотказные приемы: сцены, в которых перед героинями внезапно появляется нечто, заставляя их (и зрителей, дополнительно "наэлектризованных" громкими звуками музыки) ахнуть, охнуть и вздрогнуть. При этом повествование лишено даже намека на юмор, его ведут с окаменевшим серьезным лицом.

Мастерство контрпрограммирования

Иронию можно найти разве что в том, что лента появилась в прокате аккурат в день Святого Николая. Несколько недель тому режиссер украинской христианской сказки "Просто чудо" Елена Каретник разочарованно сообщила, что кинотеатры ее тематическому "свято-николаевскому" фильму, предпочитают французскую вольнодумную драму "Мое жаркое лето с Софи" Ребекки Злотовски о девушке очень легкого поведения.

Предпочитают кинотеатры "Просто чуду" и "Черное Рождество", в котором вместо христианской морали - кровь, насилие, прогрессивная агитация за построение нового общества и даже немного "черной магии", а героини с жизненными вызовами отлично справляются своими силами, без помощи белых гетеросексуальных мужчин. Даже святых.

Сергей Васильев для delo.ua

"И я того же мнения!": о фильме ужасов "Черное Рождество"

Университеты


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх