Подборка самых интересных фактов о «Семнадцати мгновениях весны»
Прошло более сорока лет с премьеры "Семнадцати мгновений весны", фильма, ставшего легендой сразу после выпуска. Предлагаем вам познакомиться с удивительными фактами, ставшими частью истории создания этой ленты.
1. Эффект присутствия
Многие зрители задавались вопросом: почему "Семнадцать мгновений весны" вышел черно-белым, ведь в 1973 году цветные фильмы активно выпускались, хоть и телевизоры с передачей цвета были далеко не у всех. Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые по умолчанию не могли быть цветными. Если бы отснятые съемочной командой фрагменты отличались атмосферой от документальных, это лишило бы фильм эффекта присутствия.
2. Без "Славы"
Когда Штирлиц раскладывает на столе спички, на самом деле в кадре появляются руки художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на тыльной стороне кисти Вячеслава Тихонова красовалась большая чернильная татуировка "СЛАВА" - привет из молодости. Понятное дело, у Штирлица такой отметины быть не могло, но ни один грим не мог ее спрятать. Кстати, шифровки за профессора Плейшнера тоже писал Ростоцкий. Нет, на руке у Евгения Евстигнеева не было татуировки "ЖЕНЯ" - во всем виноват отвратительный почерк актера.
3. Под взглядом с Лубянки
При создании фильма особое внимание уделялось исторической достоверности, так что в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки. По просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ, их фамилии были вырезаны из титров.
После просмотра финальной версии фильма консультанты нашли в действиях героев фильма противоречия с должностной инструкцией НКВД, однако решением цензуры было оставить спорные моменты, ведь Штирлиц должен был стать кумиром советских граждан.
4. Нестандартные воины СС
В погоне за исторической достоверностью кураторы фильма выявили практически анекдотичную ошибку. Просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, кто-то из консультантов заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью. Разразился скандал, и из Эстонии в срочном порядке прислали несколько десятков курсантов-пограничников, как на подбор голубоглазых и белокурых.
5. Сделано в СССР
Каждый наряд шился лишь после одобрения консультанта по одежде - бывшего разведчика полковника Брауна, который знал специфику немецкой формы вплоть до мельчайших тонкостей. А вот немецкий художник по костюмам с заданием не справился и обрядил статистов в абсолютно противоречащую исторической достоверности форму. Тогда из СССР прислали 60 ящиков с формой от советских портных. Когда одетая в нее массовка вышла на съемочную площадку, обомлели сами немцы - даже самый дотошный специалист не нашел бы отличий от оригинальных костюмов эсэсовцев.
6. Неожиданный кадр
Сцена со Штирлицем и собакой - чистой воды импровизация. Когда Тихонов парковал "Мерседес" в дворике, гулявший неподалеку с хозяином пес прибежал и сел рядом с актером. Тот не растерялся и начал работать с дворнягой под прицелом камер: "Чей же ты, дурашка?". Пес сам подошел и ласково ткнулся носом в ладони. Сцена показалась режиссеру очень удачной, и ее включили в сценарий.
7. Кинопросмотр для кубинского правительства
Говорят, что Фидель Кастро был большим поклонником этого сериала. Как-то раз несколько дней подряд на вечерние заседания правительства Кубы не являлся ряд ключевых чиновников. Выяснилось, что министры украдкой сбегали со службы словно школьники, чтобы посмотреть новый эпизод "Мгновений". Будучи мудрым лидером, Фидель не стал наказывать подчиненных, взамен устроив для правительства коллективный показ фильма, занявший 14 часов.
8. За что Тихонова чуть не арестовали
Оказывается, Вячеслава Тихонова могли арестовать во время съемок в ГДР. Как-то раз актер то ли забыл, то ли поленился переодеться и отправился на съемочную площадку в форме СС. Жители Восточного Берлина в возмущении чуть не сдали Штирлица в полицию, однако на шум прибежали члены съемочной группы и объяснили встревоженной общественности ситуацию.
9. Как "Веселый Роджер" не дал Дурову выехать за границу
Съемки сцены с убийством гестаповца Клауса должны были проходить в ГДР, но исполнителя роли, Льва Дурова, отказались выпускать за границу. Ему нужно было получить согласие выездной комиссии, но на "экзамене" актер провалился: на просьбу описать советский флаг он начал рассказывать про пиратский "Веселый Роджер", а после вопроса о столицах союзных республик перечислил города, не имевшие к ним никакого отношения. В результате комиссия отклонила запрос Дурова с формулировкой "за плохое поведение", а Клаусу пришлось умирать где-то в лесах Подмосковья.
10. 20 спокойных вечеров
По данным Гостелерадио, премьеру "Семнадцати мгновений весны" посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности - все люди были прикованы к экранам.
11. Необычный голос Кобзона
Когда Микаэл Таривердиев написал музыкальное сопровождение к фильму, перед Лиозновой встал вопрос, кого выбрать исполнителем. Свои версии композиций предложили Муслим Магомаев, Валентина Толкунова и Валерий Ободзинский - режиссер забраковала их всех. Кто-то посоветовал Татьяне кандидатуру Иосифа Кобзона, но та резко ответила: "Чтобы Кобзона и близко в фильме не было!". Певец обиделся, однако позже выяснилось, что Лиознова не собиралась оскорбить его талант, просто фирменная "кобзоновская" манера исполнения не подходила для ленты. Поэтому в культовых "Не думай о секундах свысока" и других композициях из фильма звучит так непохожий на привычный тембр Кобзона голос - певец предложил с десяток вариантов в разном исполнении.
12. 100 белых рубашек для Штирлица
Кстати об одежде: на съемки в ГДР Штирлицу пришлось взять сотню белых рубашек. Костюмера за границу не позвали в целях экономии бюджета, а стирать было некому, поэтому каждый съемочный день Тихонов начинал в новенькой сорочке.
13. Убедительный Мюллер
Пробы на роль Мюллера завершились после прослушивания Леонида Броневого, который на тот момент был известен как актер театра и не имел ни малейшего понятия о тонкостях киношной работы: выгодных ракурсах, эффектных поворотах. Ему просто дали роль, с которой он в результате блестяще справился. Перед этим он пробовался на роль Гитлера, но, как признавался сам актер, "Я этого антихриста не осилил, сама моя натура была против".
Лиознова была в восторге от своего выбора, особенно восхищало ее умение Броневого подчеркнуть нервный характер начальника Гестапо - тот время от времени как-то странно дергал шеей. Потом оказалось, что нервный тик Мюллера - вовсе не авторская находка актера; воротничок его рубашки просто был слишком тесным и причинял неудобство. Эта незаметная деталь настолько вписалась в образ, что Мюллер все-таки стал неврастеником, хотя рубашку посвободнее Броневому все-таки выдали.