Масштабная декоммунизация, или поломать все через колено
Грядет масштабное переименование огромной части городской топонимики. Слово "декоммунизация " вряд ли полностью отражает суть. У меня вопросы: мы уверены в том, что знаем, во что хотим переименовывать названия из ставшего вдруг так ненавистным еще недавнего прошлого и так ли однозначно мнение горожан по этому поводу? Пишет в соцсети запорожский журналист Александр Павлов.
"Мне кажется, украинская власть идет как раз по пути, проторенному коммунистически ми и другими тоталитарными режимами - поломать все через колено, а потом разбираться. До основания, а затем&8230;
Я тесно связан по работе с Финляндией. Именно эта страна, полностью поддержавшая евроинтеграцион ные устремления Украины, являет собой пример толерантного и бережного отношения к наследию прошлого. Каковым бы оно не было, и как бы не относились сами финны к той или иной исторической персоналии, к тому или иному факту истории.
Как и у Украины, у Финляндии, мягко говоря, не простые отношения с Россией. Мало кто знает, что последняя русско-шведская война 1808 – 1809 гг. была именно за Финляндию. На 109 лет северная страна стала Великим княжеством Финляндским в составе Российской империи. Должны ли быть финны благодарны России за то, что после нескольких столетий шведского угнетения русские цари пробовали именно в Финляндии какие-то демократические реформы – обучение в школах и университетах на финском языке, действующий национальный парламент, собственную почтовую марку и другие признаки автономии – вопрос спорный. Независимости в полном смысле слова не было. И то, что трактуют в советской историографии, как получение независимости в 1918 году в качестве подарка от Ленина – неправда. Финны сами отвоевали свою независимость в жестокой гражданской войне. Да и в сложившейся тогда политической ситуации Ильичу было совсем не до Финляндии.
Зачем я об этом? Со второй половины девятнадцатого века в центре Хельсинки, у Кафедрального собора, стоит помпезный памятник Александру II Освободителю. Так вот, как бы кто из финнов не относился к российскому монарху и его империи, никому в воспаленное воображение не пришло кричать о его сносе, и, уж тем более, не ставить этот вопрос на голосование в парламенте, чтобы потом «нагнуть» хельсинский муниципалитет милым таким пунктом решения об уголовной ответственности в случае «несноса» памятника.
В истории все сплетается порой неожиданным, мистическим образом. Метрах в 300 от монумента Александру II – другой памятник – великому сыну финского народа маршалу Маннергейму. Из знаменитых политиков – это мой кумир. Благодаря этому человеку, проведшему страну через все катаклизмы двадцатого столетия, Финляндия стала тем, чем она является сейчас – высокоразвитой и преуспевающей страной. До конца жизни у Маннергейма на столе стоял портрет внука Александра II – последнего русского императора Николая II, убитого по приказу Ленина. Маннергейм дослужился в царской армии до генерал-лейтена нта и прославился, как отважный офицер в годы Японской и Первой мировой войн.
Еще факт. В финском Турку, недалеко от местного музея стоит памятник Ленину знаменитого советского скульптора Аникушина, подаренный Финляндии в 1977 году.
Фантомы прошлого, три символа финской истории, мирно уживаются в жизни современной Финляндии!
Более хрестоматийные, примеры. В списке запорожских улиц, «приговоренных» к переименованию, - улица Героев Сталинграда. Чем провинился город, ставший нарицательным именем мужества и героизма всего народа – и украинцев, в том числе? В Париже есть и площадь, и улица, и станция метро Сталинград. Давайте попросим, нет, потребуем у французов срочно переименовать. Они же друзья Украины! А заодно потребуем снести трехметровый памятник Ленину в Монпелье, поставленный тамошним мэром в 2010 (!) году, рядом с другими памятниками персоналиям, сыгравшим ключевую роль в истории двадцатого века.
Во многих странах памятники историческим антиподам соседствуют и напоминают о прошлом. Это памятники. Памятники. Это ИСТОРИЯ. Какой бы грустной, не такой, не поучительной, не демократической и какой бы то ни было она не была. Я не фанат Ленина. По мне – он диктатор. Но с памятником ему выросли поколения запорожцев – строивших наш город, воздвигавших легендарные промгиганты. Со мной будут спорить, но без его плана ГОЭЛРО уездный Александровск не превратился бы в областной промышленный Запорожье.
Ладно, допустим, сломали. Опустим вопрос о том, что очередная мифологизация в монументах и названиях улиц – просто дорого для разоренной страны. А что взамен? Два года украинской революции хоть и сформировали пантеон новых героев, но может стоит прислушаться и к мнению людей? Провести что-то вроде местного плебисцита по этому вопросу? Если не сломать нельзя, то что будет на месте сломанного? Пустой пьедестал, кричащий сакраментальное «не сотвори себе кумира»?
На фото упомянутые мной памятники. Ленина в Монпелье уже лень было искать, но он есть".