Попасть в переплет: что сделал Дэниел Ли для Bottega Veneta
Аксессуарный дом Bottega Veneta прокладывает новый курс под руководством креативного директора Дэниела Ли - и претендует на лидерство в сегменте prêt-à-porter.
Не прошло и десяти минут с момента нашего появления в пафосном ресторане в Мейфэр, как к нашему столику подошел метрдотель с черным пиджаком в руках - для моего собеседника Дэниела Ли. Его простая белая футболка, видите ли, не соответствует принятому здесь дресс-коду и, вполне вероятно, оскорбляет чувства других посетителей.
Смешно представить, что кто-то вздумал указывать креативному директору Bottega Veneta, как одеваться. Полтора года назад Ли возглавил один из самых благородных модных домов, где только лучшее считается приемлемым. И когда ему приносят, будто из бюро находок, плохо сшитый пиджак, нелепость ситуации налицо. К счастью, у Ли отличное чувство юмора. Он вежливо отклоняет предложение метрдотеля, надевает снятое ранее пальто и, тихонько посмеиваясь, с характерным йоркширским акцентом произносит: «Вот почему я поселился в Восточном Лондоне».
Правила есть правила, но 33-летний Ли твердо намерен их переписывать. Взять хотя бы одну из знаменитых сумок Bottega Veneta с плетением intrecciato - бестселлер марки с самого ее основания в 1966 году. Первое, что он сделал, придя на место Томаса Майера, возглавлявшего Дом на протяжении 17 лет, - укрупнил масштаб плетения, доведя технику до новых, почти гипертрофированных пропорций. Уже один этот шаг красноречиво свидетельствует: при всем уважении к наследию Bottega Veneta Дэниелу Ли хватает смелости идти своим путем. «Можно столько всего интересного придумать с плетением - достаточно лишь немного включить воображение, - считает дизайнер. - Я решил сделать плетение крупнее, потому что мне нравятся смелые, прямолинейные, функциональные решения».
Тягой к практичности Ли обязан своему происхождению. Он вырос в Брадфорде в семье механика и домохозяйки и был старшим из трех детей. Брат Ли стал сантехником, а сестра - медсестрой скорой помощи; по словам дизайнера, «они занимаются совершенно другими, полезными вещами». Ли делал немалые успехи в учебе. «Я был заучкой. До сих пор такой», - признается он с улыбкой. Ему легко давались языки, и какое-то время он даже всерьез задумывался о карьере юриста, однако больше всего ему нравилось «творить». Любовь к творчеству привела его в колледж Central Saint Martins, позже - на практику в ателье Maison Martin Margiela, а затем и в Balenciaga, где он трудился под началом Николя Жескьера. Благодаря выпускной коллекции, Ли получил предложение от Donna Karan в Нью-Йорке, где проработал два года перед тем, как перейти в Celine. Здесь при Фиби Файло он дорос до креативного директора линии ready-to-wear.
Celine периода Файло, славившийся своим прагматичным, с легким налетом пикантности, подходом к женскому гардеробу, стал для него настоящей школой жизни. Ли работал в Доме шесть лет - до самого ухода Файло. «До того момента я ни разу не был в отпуске. Я знал, что Фиби уходит, и решил, что у меня наконец появится отличная возможность отдохнуть и подумать о будущем. Я устал: в тот момент работа забирала все силы». Но прежде чем Ли успел спланировать творческий отпуск, он получил «предложение мечты» от Bottega Veneta. Имя дизайнера тогда не было никому известно, однако история о его работе в Celine распространилась со скоростью лесного пожара от fashion-редакторов к байерам и покупателям, которые все еще оплакивали уход Файло из бренда. В результате дебютная осенняя преколлекция Ли, представленная в декабре 2018-го, стала самым ожидаемым модным событием года.
О своей личной жизни Дэниел предпочитает не распространяться. Он практически все время уделяет работе, курсируя между Миланом и Парижем. Почти каждое утро проводит в спортивном зале. Свободно владеет французским и даже брал уроки итальянского. У него нет аккаунта в «Инстаграме». «Меня никто не знал до этой должности, и это прекрасно. Bottega Veneta олицетворяет собой сдержанность и безграничную элегантность. Это нечто неуловимое, элитное, неочевидное - в моем вкусе. И если кто-то увидит меня в пятницу вечером с пивом возле паба, это может отразиться на имидже марки», - объясняет он. «Я рад, что рос в доинстаграмные времена: мы просто веселились. Мне интересно, что будет дальше. Уверен, нас ждет возвращение к приватности. Во всяком случае, я очень на это надеюсь».
Запущенная Bottega Veneta в 2005 году линейка ready-to-wear не вызвала у публики особого энтузиазма. «Во всем, что не касалось изделий из кожи, марка чувствовала себя скорее новичком, и коллекции во многом напоминали дипломные работы в Central Saint Martins», - говорит Ли. Новый креативный директор начал с глобальной реструктуризации, заменив значительную часть дизайнерской команды, однако сохранил ключевых мастеров. Одной из первых к Ли присоединилась его однокурсница по CSM Дейзи; сейчас она - правая рука дизайнера. Дейзи примеряет каждую вещь, прототип за прототипом, пока не получит одобрение Дэниела. Он много говорит о ней, о своей дизайнерской команде, которую считает большой семьей. Ли любит чувство общности, которое дарит мода. «Мода объединяет людей со всего мира. Неважно, богат ты или беден: в этой индустрии талант всегда пробьется: здесь у всех равные возможности».
«Моя задача - сделать Bottega Veneta частью модного дискурса. Но это Дом с богатым историческим наследием, и изменения даются нам непросто, - объясняет он. - Преобразование в модный бренд требует титанических усилий». Однако, судя по коллекциям Ли, особых сложностей у него с этим не возникнет. Первым его показом была скромная презентация осенней преколлекции марки в Нью-Йорке, а настоящим дебютом стал февральский показ коллекции осень-зима - 2019/2020 в Милане. Сидящие в первом ряду клиентки буквально пожирали глазами черное стеганое пальто из кожи с медной пряжкой, длинный апельсиновый свитер с завязанным в замысловатый узел съемным шарфом, трикотажный топ цвета слоновой кости с горловиной, окантованной золотой цепью, зеркальные диско-платья из шелкового джерси, маскулинные брючные костюмы и массивные ботинки на рифленой подошве. Большой поклонник точных пропорций и деталей, Ли обладает способностью создавать одежду одновременно концептуальную и функциональную: стоит надеть такую вещь - и кажется, будто носишь ее уже сто лет и проще смириться со стоимостью, чем расстаться с ней.
Ли прекрасно осознает разительное отличие своих творений от элегантно-скромных платьев и «благоразумных» пальто эпохи Майера. Боялся ли он представить свое видение марки миру? «Разумеется! Любой на моем месте боялся бы. Я был просто в ужасе!» (У Ли совсем нет опыта интервью, и его искренность приятно удивляет.) «Дизайнеру нелегко пережить шоу. После показа я был...» - «Уставшим?» - подсказываю я. «Совершенно разбитым, - уточняет он. - А все ждут, что ты будешь общаться за кулисами и вести себя как нормальный человек. Мне было очень непросто. Когда шоу вот-вот начнется, а ты еще не закончил последний образ, тебе совершенно не хочется отвечать на вопрос «как дела?» Отстойно - вот как! Но так отвечать нельзя, потому что ты профессионал». «Люди любят искренность», - говорю я. «Неужели?» - с сомнением переспрашивает он. «Я - да».
Кожа и фирменное плетение - основа основ его дизайнерского видения. «С точки зрения качества Bottega Veneta находится среди лучших - Hermès и Celine времен Фиби. Брендов такого уровня крайне мало. Качество видно даже в самых, казалось бы, незначительных деталях, и это мой конек». Сумки Ли - «пирамидки» с золотым кантом и строгие клатчи из мягкой дутой стеганой кожи - произвели фурор и мгновенно завоевали сердца завсегдатаев модных показов. «В работе с кожаными изделиями квалификация специалистов Bottega Veneta проявляется в полной мере, - с энтузиазмом рассказывает Ли. - Этот Дом славится своей техникой, истинным мастерством... Терпеть не могу это слово! - осекается он. - Оно слишком избитое. Само по себе прекрасное, но каждый раз, когда я его слышу, не могу сдержать эмоций. И таких слов у меня целый список: «аутентичность», «роскошь», «высказывание»...»
Ли не из тех, кто тешит себя иллюзиями, - он прекрасно осознает, что его версия Bottega Veneta найдет отклик далеко не в каждом сердце. «Что меня особенно привлекло в этой работе - так это то, что я не боялся потерять покупателей нашей одежды, обуви и украшений, потому что они и так составляли незначительную часть клиентов. Конечно, мы можем оттолкнуть кого-то из них, - допускает он. - Но Bottega Veneta - это компания, построенная на плетеных сумках. А они никуда не денутся. Поэтому у меня не было страха перед глобальной реорганизацией». И она принесла свои плоды. Объемы оптовых закупок одежды выросли в три раза, о марке узнало новое, более молодое поколение покупателей.
Новая должность - большая ответственность, и Ли хорошо это понимает. «Я много думаю об устойчивом развитии. Хочу, чтобы мои вещи служили вечно, - на меньшее я не согласен». В вопросах этики он не приемлет компромиссов. «Я не использую мех: не люблю его. Есть вопросы, в которых ты всегда должен оставаться человеком. Мы уважительно относимся к окружающей среде. И не прибегаем к услугам моделей младше 18 лет».
Ли искренен. Он то и дело повторяет фразы вроде «Чем больше доверяешь своим инстинктам, тем лучше. Нет ничего хуже, чем пытаться обмануть самого себя и игнорировать голос сердца». Он относится к себе со здоровой иронией и не питает иллюзий относительно длительности творческой жизни дизайнера. «В лучшем случае тебе повезет оставаться актуальным какое-то время. Но пытаться выдавать по сенсации в сезон? Так не может продолжаться вечно». И если он в чем-то и ошибается, будем надеяться, что именно в этом.
Текст: Сара Харрис
Стиль: Joe McKenna @Art Partner
Прически: Anthony Turner @Streeters
Макияж: Lucia Pieroni @Streeters
Маникюр: Jenni Draper
Производство: Farago Projects
Модели: Mammina Aker, Adual Akol, Nyarach Ayuel, Rouguy Faye, Sabah Koj, Niko Riam
Благодарность - Dorich House Museum, SW15