Как ван Гога стоимостью 15 млн евро купили на деревенском аукционе за 4 фунта (фото)
Кто не хотел бы обнаружить неизвестного ранее ван Гога? Сегодня это всего лишь мечты, а вот в 1960-е такой случай произошел с одним итальянцем, купившим картину за £45 в лавке лондонского старьевщика.
Тheartnewspaper проследил историю появления полотна в Лондоне: оно приехало сюда из деревни в Стаффордшире. Там его продал аукционист, специализирующийся на коровах и овцах и время от времени принимающий на продажу подержанный сельскохозяйственный инвентарь. Пейзаж Винсента ван Гога ушел с молотка за £4.
Авторство "Крестьянки у деревенского дома" установили в Музее ван Гога в Амстердаме и там же датировали июлем 1885 года, когда художник с родителями жил в маленьком городке Нюнен в Брабанте. Сейчас картина находится в собственности американского коллекционера, который собирается продать ее через лондонскую галерею Simon Dickinson на ярмарке TEFAF в Маастрихте (7-15 марта). Хотя информация о цене на стенде галереи пока не разглашается, ожидается, что она составит €12-15 млн.
Джеймс Раунделл, директор Simon Dickinson по импрессионизму и модернизму, говорит, что нюненский пейзаж - "одна из лучших и самых крупных вещей, созданных ван Гогом в нидерландский период; она предвосхищает технику, в которой художник позднее работал в Провансе и Овере". Кроме того, картина имеет удивительную историю.
В сентябре 1968 года итальянец Луиджи Гроссо, работавший на ВВС, заметил картину в странном месте в районе Белсайз-Парк на севере Лондона, которое, по его описанию, представляло собой нечто среднее между лавкой старьевщика и антикварным магазином. Хотя в нижнем левом углу полотна даже была подпись "Винсент", продавец был уверен, что это фамилия автора картины. Но Гроссо, лучше разбиравшийся в искусстве, заподозрил, что это может быть подлинник ван Гога. Он заплатил за картину £45.
Незадолго до этого Гроссо побывал на ретроспективе художника в Hayward Gallery. Он связался с ее куратором Аланом Боунессом, который в то время преподавал в Институте Курто (а позднее занял должность директора Галереи Тейт). Боунесс отнесся к догадкам Гроссо скептически, но все-таки направил картину на рентген. Под пейзажем обнаружилась другая композиция, изображающая мужчину с плугом и быками и связанная с известной картиной ван Гога, написанной в августе 1884 года. В тот период художник часто использовал один и тот же холст по несколько раз из соображений экономии.
После этого Боунесс отправил картину на экспертизу к нидерландским специалистам, которые подтвердили авторство ван Гога. В марте 1969 года ее ненадолго выставили в лондонской галерее Agnew на экспозиции, организованной журналом The Burlington Magazine, в майском номере которого вышла статья Боунесса об этом пейзаже.
Много лет спустя я начал изучать историю картины и проследил ее путь до Белсайз-Парка. Ее продали через аукциониста Bagshaws, основную клиентуру которого составляют фермеры из Аттоксетера в графстве Стаффордшир. В аукционном доме мне рассказали, что торги состоялись в 1967 году на ферме Биллингтон неподалеку от Стаффорда. Это позволило установить личность продавца, которым оказался Чарльз Холм (1903-1999).
Связавшись с детьми Холма, я узнал, что первым владельцем картины был его отец Джон Холм (1871-1952), живший в Биллингтоне и занимавшийся поставками зерна и соломы местным клиентам. Его внуки рассказали, что в 1929 году Джон принял картину в счет уплаты долга за какую-то поставку. Джон Холм повесил пейзаж в детской, но через некоторое время картина надоела, и ее сослали на чердак. На каком-то этапе имя автора забылось. В 1968 году, когда сын Джона Чарльз вышел на пенсию, Bagshaws провел на ферме Биллингтон торги. Именно на них был продан пейзаж с деревенским домом, а спустя несколько месяцев неизвестные пути привели его в лавку в Белсайз-Парке.
Каким же образом полотно ван Гога очутилось в Стаффордшире? В письмах художника есть несколько моментов, по-видимому связанных с этой картиной. В июле 1885 года Винсент писал своему брату Тео, что хочет "сделать еще несколько домов посреди пустоши" и что у него уже готово четыре "больших" дома. Месяцем позже художник рассказал, что Вильгельм Лерс, владелец магазина художественных красок в Гааге, предложил ему выставить пару картин.
Стаффордширское полотно подписано, что нехарактерно для ван Гога, который ставил свою подпись, только когда на то были особые причины. Если картину собирались выставить в витрине магазина, у художника, безусловно, были все основания сделать так, чтобы его имя было хорошо видно. Картина из Стаффордшира - самая большая (1,1 м в ширину) и, возможно, самая удачная из 12 деревенских сцен, написанных летом 1885 года. Опираясь на совокупность фактов, Луи ван Тилборг, старший научный сотрудник Музея ван Гога, заключил, что "Крестьянка у деревенского дома" была одной из двух картин, предназначавшихся для витрин Лерса.
Если кто-то действительно купил у Лерса этот пейзаж, то именно он стал первой работой, которую удалось продать ван Гогу. Не исключено даже, что ее приобрел какой-то английский коллекционер. Винсент писал, что Лерс "хочет, чтобы я отправил их [картины] как можно скорее, потому что сейчас в Гааге много иностранцев".
Если некий британский покупатель действительно приобрел в Гааге "Крестьянку", это значит также, что она стала первой работой ван Гога, прибывшей в Великобританию, где имя художника еще не было известно. Но если к Лерсу отправили не ее или если ему не удалось ее продать, то пейзаж должен был прибыть в Англию к 1920-м уже другим путем. Однако и тогда британских покупателей ван Гога было очень мало, поскольку он еще не успел прославиться в Соединенном Королевстве.
В 1970 году Гроссо выставил свою находку из Белсайз-Парка на нью-йоркские торги в аукционном доме Parke-Bernet, принадлежавшем Sotheby’s. На них картину купил голливудский продюсер Джозеф Левин, отдавший за нее $110 тыс.
В 1983 году Левин продал полотно, на этот раз в нью-йоркском Sotheby’s оно ушло с молотка за $390 тыс. Владельцем стал Роберто Поло, американский коллекционер кубинского происхождения, десятилетием позже экстрадированный в Швейцарию за незаконное присвоение $100 млн своих инвесторов.
Поло довольно быстро расстался с ван Гогом, продав его на лондонских торгах Sotheby’s в 1985 году, где полотно ушло за £264 тыс. Картину купил коллекционер из Монреаля, у которого она оставалась вплоть до 2001 года, когда нынешний американский владелец, имя которого не называется, заплатил за нее $1,7 млн на Sotheby’s в Нью-Йорке. С момента обнаружения в 1960-х полотно поучаствовало в большой выставке лишь однажды - в 2010 году в лондонской Королевской академии художеств.
Кто станет новым владельцем картины? Было бы замечательно, если бы она осталась в Британии - и быть может, даже вошла бы в собрание Национальной галереи в Лондоне (в котором нет ни одного голландского пейзажа ван Гога). Хотя найти средства, необходимые для приобретения полотна, будет непросто.