Митрополит Антоний назвал принципы управления в Православной Церкви
Национальные особенности не должны служить поводом для разделения Церкви и точно не должны быть поводом к высокомерному возвеличиванию своего народа над другим. Как сообщили журналистам "Фр ы" в Центре информации УПЦ, об этом сказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич).
Об этом он сказал в видеопроекте "Аргумент: Кто глава Православной Церкви?", опубликованном на YouTube-канале "ВИТРАЖИ: о вере в красках".
Владыка Антоний назвал 9 основных принципов, определяющих взаимоотношения между епископами и вопросы управления в Православной Церкви.
1. Единство - принцип существования Православных Церквей: "Единство Православных Церквей - это единство братьев во Христе, которые живут в разных уголках земли и не забыли о своем духовном родстве".
2. Христос - глава Церкви: "Когда Христос послал своих учеников проповедовать Евангелие, Он не определил никого из них быть главенствующим над остальными. Каждый из апостолов получил по жребию особую область не для почести и прибыли, а для проповеди и свидетельствования об Истине".
3. Правила для всех без исключения: "Руководствуясь духом братской любви в общем деле спасения, Православная Церковь на Вселенских Соборах установила четкие правила, которыми должны руководствоваться все Поместные Православные Церкви".
4. Не желай дома ближнего твоего: "Так, 2-е правило 2-го Вселенского Собора гласит: "Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области, и да не смешивают церквей"".
5. "Первенство чести" ≠ первенство власти: "3-е правило этого же Собора говорит о первенстве чести, которое имеет Константинопольский предстоятель в православном мире. Первенстве чести, но не первенстве власти. Причем основание такого высокого положения Царьградского епископа было не что иное, как нахождение его кафедры в новой столице Римской империи".
6. Главное первенство - первенство в добродетели: "36-е правило Трулльского Собора устанавливает порядок чести первых четырех Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, на основании которого складывается и пополняется диптих Поместных Церквей. Церковное правило устанавливает особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения".
7. Предпочтение этнических интересов общецерковным - заблуждение: "Административное деление Вселенской Церкви строится прежде всего на территориальном, а не этническом принципе. В нормальных условиях православные христиане любой народности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом. Ибо, по слову апостола Павла, "во Христе нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного".
8. В главном - единомыслие, во второстепенном - разнообразие: "Национальные особенности, безусловно, учитываются. Так, в Украинской Православной Церкви есть епархии, где по надобности проводят богослужения на языке местных верующих. Но национальные особенности не должны служить поводом для разделения Церкви, Тела Христова. И уж точно не должны быть поводом к высокомерному возвеличиванию своего народа над другим. Потому говорить сейчас, подобно Константинопольскому патриарху, о главенстве греческого народа - в Церкви неуместно и недопустимо".
9. Нет избранных, есть Христовы: "Время богоизбранного народа осталось в Ветхом Завете. Теперь все мы - один народ, народ Христов".