Исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Швейцера
Сегодня, 16 февраля, исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РСФСР и СССР, выдающегося советского и российского кинорежиссера и сценариста Михаила Швейцера.
Моисей Абрамович Швейцер родился 16 февраля 1920 года в Перми. Прежде чем встать по другую сторону камеры, в 1940-м засветился небольшой ролью ученого Яковлева в приключенческой картине «Случай в вулкане». В 1943-м окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Сергея Эйзенштейна. В 1941-1942 годах - ассистент режиссера ЦОКС, с 1943-го работал на киностудии «Мосфильм», а с 1951-го по 1953-й был режиссером документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии. Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа - «Путь славы» (с Борисом Бунеевым и Анатолием Рыбаковым) и «Кортик» (с Владимиром Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне, основанных на произведениях Владимира Тендрякова, - «Чужая родня» и «Тугой узел».
Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило мастеру место в обойме советских кинорежиссеров первого ряда. Но в полной мере его талант раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой теленок»), Льва Толстого («Воскресение», «Крейцерова соната»), Антона Чехова («Карусель», «Смешные люди&33;»), Александра Пушкина («Маленькие трагедии») и Николая Гоголя («Мертвые души») режиссер бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты - до печальной, драматической, даже трагической. Он также поставил «Время, вперед» по Валентину Катаеву (совместно с Софией Милькиной) и «Бегство мистера Мак-Кинли» по Леониду Леонову.
В последнее десятилетие своей жизни, тяжелое для всей российской кинематографии, режиссер испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив совместно с Милькиной только два фильма - социальный фарс «Как живете караси?» и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини&33;» с Людмилой Гурченко в единственной роли.
Мастера не стало 2 июня 2000-го. Он похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы. На его счету более десятка престижных наград, среди которых Государственные премии СССР и РСФСР, премии Президента Российской Федерации и мэрии Москвы, ордена Почета и «За заслуги перед Отечеством» III степени, три приза «Кинотавра», «Золотой Овен» и «Ника».