Харинг и Баскиа снова вместе в Национальной галерее Виктории в Мельбурне
Кит Харинг (1958-1990) и Жан-Мишель Баскиа (1960-1988) родились с разницей в два с половиной года и оба ушли из жизни молодыми: Кит - в 31 год, Жан-Мишель - в 27. Жили в Южном Манхэттене в Нью-Йорке в 1970-1980-е. Оба работали с Энди Уорхолом, были диджеями, дружили и соперничали друг с другом. И тому и другому на первых порах стенами галерей служили улицы и нью-йоркская подземка. На момент смерти оба уже были знаменитостями.
Австралийский куратор Дитер Буххарт не перестает недоумевать, почему при таком количестве параллелей до его выставки в Мельбурне не было ни одной, посвященной тому, что сближало и разделяло творчество этих мегазвезд современного искусства, оставивших, несмотря на раннюю смерть, обширное наследие. "Это действительно первая выставка, объединившая двух этих художников, - говорит куратор. - Я давно хотел ее сделать, потому что Харинг и Баскиа были близкими друзьями и в то же время соперниками, а значит, старались стать лучше, соревнуясь друг с другом".
Буххарт до сих пор помнит тот день, когда в 1980&8209;е один из его одноклассников вернулся из Нью-Йорка с работами Харинга на бумаге. Он случайно встретил художника, гуляя по Манхэттену, и тот подарил ему несколько своих рисунков. Уже тогда они произвели на Буххарта, который считается одним из лучших экспертов по творчеству Харинга и Баскиа, сильнейшее впечатление.
В 1980-е Манхэттен был совсем не тем фешенебельным районом Нью-Йорка, каким является сегодня. По словам куратора, это была, скорее, "зона боевых действий", тем не менее привлекавшая начинающих художников дешевым жильем. Именно там Харинг создал своих знаменитых персонажей - лающую собаку и сияющее дитя, а Баскиа разрабатывал свои фирменные символы и мотивы. Искусство и того и другого было тесно связано с политикой, жизнь обоих унесли две "чумы" их времени: Харинг умер от СПИДа, Баскиа - от наркотиков.
Может показаться, что Мельбурн слишком экзотическое место для такой выставки. Но куратор напоминает, что да, Баскиа не был в Австралии, зато Харинг создал роспись для стеклянного фасада Национальной галереи Виктории, недавно отреставрированную. К тому же это не первая выставка музея, посвященная двум художникам: в 2015-2016 годах здесь показали вместе Энди Уорхола и Ай Вэйвэя. "Такой формат в этих стенах смотрится естественно", - говорит Буххарт, собрав для проекта 300 работ.
Наследием Баскиа занимается его семья. Харинг же успел основать фонд, приславший на выставку 40 произведений. По воспоминаниям президента фонда Гила Васкеса, дружившего с Харингом, тот был "большим поклонником" Баскиа и держал в спальне его работу "Стирание лица" ("Смерть Майкла Стюарта") 1983 года. Архив Харинга включает библиотеку, вырезки из газет, каталоги, одежду, фотографии, письма, музыкальные диски и досье на интересовавших его людей, среди которых был и Баскиа. "Харинг оставил черновики текстов о Жан-Мишеле, которые писал после его смерти", - рассказывает хранитель архива Анна Гертон-Уочер.
Жан-Мишель Баскиа. "Без названия". 1982. Фото: Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York
Кит Харинг. "Гора из корон для Жана-Мишеля Баскии". 1988. Фото: The Keith Haring Foundation, New York