Планы на выходные: почему нужно пойти на выставку «1990-е. История современности»
О том, как зарождалось современное украинское искусство - трогательная выставка «1990-е. История современности. Часть I».
В музее «Киевская картинная галерея» открылась выставка «1990-е. История современности. Часть I», посвященная киевским художникам первых лет независимости. Импульсом и главным поводом для создания этого проекта послужил выход книги искусствоведа Ольги Петровой «Художественный Киев 1990-х. Реконструкция». Петрова - не только исследователь и доктор философских наук, но и художник. Куратором проекта выступил киевский искусствовед и арт-консультант Станислав Скорик.
1990-е годы в постсоветском пространстве - особенный исторический период. Именно в те переломные и «дефицитные» времена зарождалось украинское современное искусство. Так, в конце 1980-х уже сформировался культовый сквот, который позже назовут Паркоммуна, где работали восходящие тогда звезды: Александр Гнилицкий и Александр Клименко, Дмитрий Кавсан и Юрий Соломко, Валерия Трубина и Олег Голосий, Леонид Вартыванов и Василий Цаголов.
А в 1991-м году было создано знаменитое объединение «Живописный заповедник», в который входили Марко Гейко, Александр Животков, Николай Кривенко, Анатолий Криволап, Тиберий Сильваши. Главной задачей участников этого объединения было исследование цвета, фактуры и формы в пространстве. Под руководством Тиберия Сильваши и искусствоведа Александра Соловьева проводились пленеры в Седневе (1988, 1989, 1991 года) - двухмесячные творческие резиденции, что очень способствовало созданию новой профессиональной художественной среды.
Сегодня музейный проект представляет работы художников разных поколений. Многие из них в 1990-е уже были состоявшимся мастерами, начав свой творческий путь еще во времена украинского андеграунда: Александр Дубовик, Виктор Рыжих, Галина Неледва и Зоя Лерман. Другие были еще совсем молодыми: Василий Цаголов, Арсен Савадов, Валерия Трубина, Олег Голосий, Александр Гнилицкий, Марко Гейко, Олег Тистол, Матвей Вайсберг. Но тогда же, в 90-е, они стали первыми именами украинской художественной сцены. Эта искренняя эпоха уже двадцать лет как ушла в историю. И некоторые ее представители также давно ушли из жизни...
О том, почему так важно увидеть работы этих авторов вместе, рассказывает куратор проекта Станислав Скорик: «Коллекция работ, представленных на выставке, максимально отражает свое время. Это важно для современного молодого зрителя. Большинство живописцев связывала не только работа, но и крепкая дружба. Художники Паркоммуны работали и жили в сквоте, и их влияние на работы друг друга очевидно, хотя они не являлись соавторами. А в семье интелектуалов Галины Неледвы и Виктора Рыжих собиралась творческая интеллигенция - их мастерская была настоящим центром художественной свободы. Поэтому в работах молодых авторов девяностых можно увидеть рефлексии на темные и пастозные работы старшего поколения. В то же время интересно проследить насколько разнится интенсивность и эстетика самовыражения у художников, которые работали в одинаковых условиях, в одно и то же время, и даже бок о бок».
На выставке «История современности» около пятидесяти живописных произведений, графика, скульптура (бронзовая работа Александра Сухолита «Ожидание» стала его дипломной работой и была выкуплена Национальным художественным музеем Украины), фотографии. Кроме художественных работ, куратор оцифровал и добавил в экспозицию редкое и очень ценное видео - его предоставил художник Дмитрий Кавсан. На записях запечатлены будни участников сквота на улице Парижской коммуны (сейчас Михайловская). Здесь можно увидеть совсем юных Чичкана, Трубину, Голосия, фрагменты их мастерских, прогулки по Киеву, просто посиделки.
Атмосферу 90-х годов воссоздают ретро афиши к первым групповым выставкам этих молодых художников, которые теперь уже давно настоящие мэтры. Это собрание произведений дает реальную возможность составить впечатление о тенденциях, творческих приемах, направлениях и взглядах в искусстве первого десятилетия после распада Советского Союза. Все работы предоставлены киевскими коллекционерами. А каталог, который издан к выставке, интересен тем, что в нем опубликовано больше знаковых произведений того периода, чем поместилось в залах экспозиции, что делает его настоящим архивным документом.
Выставка будет работать до 15 марта в музее «Киевская картинная галерея»
Текст: Светлана Старостенко.