В аннексии Крыма участвовали священники РПЦ
В спецоперации по захвату Крыма в 2014 году участвовали священники Русской православной церкви и делали это по приглашению Министерства обороны РФ.
"Позвонили и сказали: у нас ситуация в Крыму, ты нужен, приезжай...Было принято решение вызвать из Питера отца Димитрия (Василенкова, заместителя председателя отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии) - и мы с ним начали объезжать пока что еще украинские воинские части", - рассказал ветеран спецназа ГРУ, принимавший участие в переговорах с украинскими военными.
Он сообщил, что по воинским частям отец Димитрий ходил в окружении так называемых "казаков", которых вызвали из Красноярска специально ради этой операции.
По словам собеседника издания, ворота частей открывались из-за священника. Он добавил, что задачей максимум было добиться мирного разоружения частей.
Переговоры велись с позиции силы, потому что крымские воинские части к тому моменту уже были взяты в окружение российскими спецподразделениями и пророссийскими военизированными группами.
По словам собеседника издания, украинские военные готовы были разговаривать со священником, поскольку были в тяжелом психологическом состоянии и не получали четких приказов из Киева.
Он добавил, что помогало и то, что с "казаками" и отцом Димитрием ходили "два автоматчика".
Отец Димитрий признал, что "был в Крыму по линии Минобороны", но отказался об этом говорить, а успех спецоперации объяснил "чудом Божиим", мол "Господь не допустил кровопролития".
Отмечается, что в своей епархии Димитрий Василенков ведет работу с казачеством и активно помогает силовикам: помимо десятков командировок на Кавказ и в Южную Осетию, протоиерей возглавляет приходы при Росгвардии и ФСИН.
По данным "Медузы", петербургский протоиерей мог успеть принять участие в последних двух неделях переговоров, которые продолжались вплоть до 24 марта.
23 марта 2014 года Димитрий публиковал на своей странице "ВКонтакте" фотографии с вооруженным мужчиной на фоне бронеавтомобиля "Тигр" с подписью: "У вежливых людей - вежливые духовники". По словам собеседника издания среди так званых "переговорщиков" в Крыму, фотография сделана на территории украинской воинской части.
Также к спецоперации в Крыму Западный военный округ мог привлечь и Александра Назарова - помощника настоятеля петербургского подворья монастыря Оптина пустынь. Он и Василенков вместе работали в Чечне: возили в республику гуманитарную помощь, окропляли святой водой личный состав, освящали военную технику и крестили разведчиков.
Назаров, как и Василенков, в 2015 году был награжден орденом Дружбы одним и тем же президентским указом, якобы "За работу в Крыму". Согласно данным перелетов, они оба летели одним рейсом из Москвы в Анапу 13 марта 2014 года.
Отмечается, что Василенков с Назаровым были не единственными представителями РПЦ, прибывшими из России, чтобы принять участие в крымской спецоперации. По словам собеседников издания, желающих было много, потому что за это обещали награды, которые у священнослужителей очень высоко ценятся.
Об участии российских священников в переговорах с воинскими частями рассказали "Медузе" и собеседник среди ветеранов ВС Украины, и архиепископ Симферопольский и Крымский Климент, управляющий Крымской епархией Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), и представитель УПЦ КП Иван Катькало.
В переговорах с украинскими воинскими частями участвовали и крымские священники Московского патриархата.
Собеседники издания называли в частности настоятеля храма Феодоровской иконы Божией Матери отца Петра Чайковского и руководителя военного отдела Симферопольской и Крымской епархии Димитрия Короткова.
По словам отца Климента, крымские священники Московского патриархата в воинских частях вели "идеологическую подрывную работу": говорили о любви и дружбе, о том, что военные не имеют права стрелять, потому что перед ними русские братья и на них окажется их кровь.
Климент отметил, что такими речами священники "откровенно склоняли солдат к предательству и деморализовали своими проповедями украинскую армию".
Также отмечается, что некоторые крымские храмы Московского патриархата в дни противостояния превращались в казармы и даже оружейные склады для так называемых "казачьих формирований", которые заходили с территории России в Крым. Таких храмов называли минимум 6.