Рене Магритта: как попасть в яблочко, не снимая шляпы
Какое ноу-хау Рене Магритта делает его творчество узнаваемым - и востребованным коллекционерами, готовыми платить за его работы все более высокую цену.
Отвечая на вопрос о том, что привлекает коллекционеров со всего мира в произведениях бельгийского сюрреалиста Рене Магритта (1898-1967), глава отдела импрессионизма и модернизма Christie’s Оливье Камю отмечает, что художник воспринимается вне исторического контекста, религии или политики и это позволяет легко погрузиться в его творчество людям с самым разным бэкграундом.
Художник родился в бельгийском городке Лесин. Его детство омрачило самоубийство матери, отголоски которого, по-видимому, звучат в мрачных мотивах, пронизывающих практически все фантастические сцены Магритта. Во время Первой мировой войны он учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, интересовался кубизмом и сюрреализмом. После плодотворного периода безрассудных 1920-х, которые художник провел в Париже, он вернулся в Бельгию и стал центральной фигурой бельгийского сюрреализма.
В 1930 году вместе с братом Рене Магритт основал рекламное агентство Studio Dongo, где раскрылось его чутье на коммерчески успешные образы. Как говорит директор отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Томас Бойд-Боуман, "Магритт был протосовременным художником, прекрасно отдававшим себе отчет в том, какие образы он выстраивает". Магритта действительно практически невозможно отделить от созданного им самим образа - но при этом он, конечно, куда глубже всем известных котелков.
Еще при жизни он стал коммерчески успешным художником, в том числе благодаря поддержке ряда ключевых дилеров. Среди важнейших прижизненных выставок Магритта - "Мир против образа" 1954 года в нью-йоркской галерее Sidney Janis. Это было значимое событие и для многих американских художников, в частности Джаспера Джонса. Важную роль сыграл и Александр Иолас, эксцентричный арт-дилер греческого происхождения, который привозил работы Магритта в США и продавал местным коллекционерам.
Аукционные цены на Магритта растут на протяжении последних 30 лет. Толчком послужила проведенная в 1998 году нью-йоркским Christie’s распродажа коллекции адвоката и писателя Гарри Торчинера, состоявшей из 25 произведений художника. На этих торгах трижды устанавливали рекорды, и в итоге самой дорогой стала картина "Личные ценности" (1952), купленная Музеем современного искусства Сан-Франциско за $7,1 млн (все цены указаны с комиссией). В 2002 году "Империя света" (1952) была продана на нью-йоркских торгах Christie’s за $12,6 млн. Этот рекорд продержался до 2017 года, когда "Чувствительная струна" (1960) ушла с молотка в лондонском Christie’s за £14,4 млн. Год спустя на нью-йоркских торгах Sotheby’s портрет покровителя сюрреалистов Эдварда Джеймса под названием "Принцип удовольствия" (1937) установил нынешний рекорд - £26,8 млн. По словам дилера Эмманюэля Ди Донны, в частных сделках некоторые работы Магритта продавались и дороже ("пара вещей в диапазоне от $30 млн с лишним до $40 млн с лишним").
Рынок Магритта "значительно вырос в последние два года на фоне общего роста спроса на сюрреализм", отмечает Эмма Уорд из лондонской галереи Dickinson. "Учитывая, какую важную роль сюрреализм играет в художественном каноне ХХ века, просто удивительно, что цены по-прежнему остаются на столь низком уровне. Рекорд Магритта до сих пор не преодолел рубеж в $30 млн - притом что рекорд Пикассо составляет $179 млн".
Самым высоким спросом пользуются работы периода 1950-1960-х годов с фирменными образами Магритта: мужчина в котелке, яблоко, луна и так далее. Еще один хит у коллекционеров - картины из серии "Империя света", изображающие освещенный фонарем дом под дневным небом. Меньшей популярностью пользуются - а иногда и подвергаются насмешкам - псевдоимпрессионистские произведения в духе Ренуара (1943-1947) и работы последовавшего за ними "коровьего" периода (1948). Но, по словам Бойда-Боумана, и их востребованность растет: "В последнее время Магритт настолько популярен, что при нормальной цене хорошо продаются даже ранние произведения".
Выставка художника "Мистика обыденного. 1926-1938" в нью-йоркском Музее современного искусства в 2014 году способствовала возобновлению интереса к его ранним экспериментам. В последние два года произошел крупный сдвиг в их оценке, что подверждает рекордная продажа портрета Эдварда Джеймса, написанного в 1937 году. Ди Донна считает, что "работам, созданным до 1935 года, еще есть куда расти; кроме того, недооценены его скульптуры и объекты".
Круг покупателей произведений Магритта очень широк и включает коллекционеров со всех концов света. Показательно, что картина "Навстречу удовольствию" (1962), которая была продана за £18,9 млн (вторая по цене после рекордной работа) на вечерних торгах Christie’s "Искусство сюрреализма" 5 февраля, до аукциона ездила на гастроли в Гонконг и Тайвань.
Каталог-резоне художника, выпущенный при поддержке Фонда Менила, включает около 1,7 тыс. произведений. Составители Дэвид Силвестер и Сара Уитфилд работали над ним на протяжении 23 лет. "В каталоге очень много комментариев с настоящими датировками работ - в этом отношении Магритт часто шалил", - говорит Камю. Время от времени создавая картины на заказ, художник подписывал их задним числом, чтобы не продавать через Иоласа, к чему его обязывал контракт с дилером.
В 2000 году Фонд Магритта учредил атрибуционный комитет для дальнейшей работы над каталогом-резоне. "На рассмотрение комитета поступает очень много подделок", - говорит его основатель Шарли Эрсковичи. Благодаря деятельности фонда, уверен Ди Донна, рынок художника стал чище: "Раньше на рынке были подделки очень высокого уровня. В 1970-1980-е в Италии работал один парень, которому они здорово удавались. Но я думаю, что с тех пор их уже успели выполоть".