Нить помощи: как организовывалась поддержка для луганских киборгов
Утром 1 сентября 2014 года десантники 80-й Львовской бригады аэромобильной бригады, в составе 300 человек, покинули Луганский аэропорт под натиском российских танков, псковской дивизии. После ухода десантников, тяжелая российская артиллерия уничтожила луганский аэропорт. Украинские военные, рассказали потом журналистам, что для защиты аэропорта им оставила 24-я бригада 2 танка, практически не работающих и 6 штук "Гаубиц" и 8 минометов.
По информации Совета Национальной безопасности Украины, в конце августа и начало сентября на территории Украины воевало более 3 тыс. кадровых российских военных.
Практически до последнего дня десантникам в Луганском аэропорту помогали волонтеры. Издание "Трибун" уже рассказывало историю первой атаки на луганский аэропорт и в этом материале мы продолжаем писать об исповедях волонтеров.
С начала войны в Украине появилась "армия" волонтеров, которые "потянули на своих плечах" то, чего было не в состоянии сделать государство на первых этапах конфликта. В тяжелых условиях среди этих людей начали проявляться качества, достойные глубочайшего уважения и восхищения, такие как самопожертвование, гуманность и другие.
Продолжая цикл статей о Луганском аэропорте, издание "Трибун" пообщалось с волонтером, представителем Луганского Евромайдана, а сегодня директором Департамента массовых коммуникаций Луганской областной государственной администрации Денисом Денищенко.
Когда вы начали помогать военным и почему?
Честно не могу вспомнить точное число, но это было в марте 2014 года. Тогда ситуация в Луганской области была такая, что мало кто мог предвидеть дальнейшее развитие событий: начало войны, гибель людей...
Мы помогали военнослужащим, которые стояли не только в аэропорту. Узнавали через своих знакомых, где они находятся, сами к ним ездили и передавали продукты, предметы гигиены и все самое необходимое.
Однажды со мной через социальные сети связался знакомый со времен Майдана, и сообщил, что в аэропорт приехали военные, и им нужна помощь. В тот же день я, Алексей Бида, Сергей Глотов взяли, кто-то что мог, собрались в условленном месте и направились в аэропорт. Добрались туда. Темно уже. На входе стоит наряд милиции. Мы около сорока минут объясняли правоохранителям кто мы и зачем приехали. Потом к нам вышли военные. Мы им передали помощь.
Было ли доверие к вам со стороны военных?
Поначалу, со стороны ребят, была определенная настороженность. Позже отношения наладились. Мы познакомились, обменялись телефонами, созванивались, узнавали, что им нужно и по возможности привозили. Вспоминается, что десантники очень радовались таким на первый взгляд мелочам как детские рисунки, которые им передавали. Благодаря такой заботе, военные чувствовали, поддержку со стороны местного населения.
А как вы доставляли помощь после того, как в Луганске захватили СБУ, и у боевиков появилось оружие на руках?
После захвата СБУ ситуация начала накаляться. Были даже случаи, когда военные нам звонили и просили, чтобы мы выставляли свои посты на машинах, чтобы контролировать ситуацию. Это было что-то наподобие гражданского дозора. Нам помогали ребята из Дорожного контроля, Автомайдана, которые потом вступили в добровольческий батальон "Айдар" для защиты от захвата и оккупации города Счастья.
Я помню, как одна местная фирма, которая обеспечивала десантников горячей пищей отказалась работать. Военные договорились с одной из воинских частей ПВО, которая находилась около 20-ти километров от аэропорта, чтобы им оттуда готовили пищу. Для того, чтобы обезопасить подвоз продуктов для военных в луганский аэропорт, волонтеры подвозили все необходимое для ребят на своих автомобилях.
Насколько опасно для волонтеров было заниматься помощью?
Это было опасно для жизни. Некоторых людей, которые помогали десантникам, были расстреляны боевиками. Эти "товарищи" вышли из захваченного здания СБУ с оружием, поставили свой блокпост в районе Южного квартала, перекрыв таким образом дорогу, ведущую к части ПВО, откуда возили еду. Тогда нам пришлось ездить в объезд. Одна часть десантников из 80-й бригады располагалась в аэропорту, а другая стояла на Райгородке, и у них тоже были определенные проблемы с продуктами, мы и к ним ездили. Их прапорщика, одетого по гражданке, встречали в Луганске, и передавали помощь. Старались максимально обезопасить весь процесс.
Вспоминается случай, когда мне позвонили ночью и попросили съездить проверить, стоит ли блокпост сепаратистов в районе Южного квартала. Я собрался и поехал, хотя было достаточно небезопасно. В то время прошла информация о том, что боевики прослушивают телефоны луганчан из захваченного здания СБУ.
Когда в мае стало совсем "жарко" и опасно, мы уже не могли ездить в аэропорт. Поэтому договаривались с военными и встречались где-то в тихих местах на окраинах города.
Луганские волонтеры помогали украинским десантникам и верили в победу, пока "300" спартанцам не дали команду отступить утром 1 сентября 2014 года... Наум Зотин, Катерина Петрова "Трибун"