Эволюция домашней обуви
До конца XIX века тапочками называли любую обувь для дома, включая вечерние тапочки, тапочки для ванной, шлепанцы и тапочки для послеобеденного чая. В настоящее время мы используем это слово для обозначения обуви, которую можно носить только дома. Мода, обычаи, культура и промышленность - история этой пары весьма многогранная и мультикультурная. В этом материале рассказываем, какое значение такая обувь имела в разных странах в разные времена и как она приобрела статус домашней.
Принято считать, что тапочки родом с Востока. Их носили в китайских дворах еще в 4700 году до нашей эры. Они были сделаны из хлопка или плетеной ткани, имели кожаные накладки и были украшены символами власти. А в коптской (Копты - этнорелигиозная группа египтян, живущая в Северной Африке и на Ближнем Востоке) гробнице II века были найдены древние тапки - бабуши, украшенные золотой фольгой. Тем не менее, самое раннее упоминание о тапочках было зафиксировано только в XII веке офицером Империи Сун. Он описывает два типа обуви, которые он видел в том регионе, который сейчас называется Вьетнамом. У тех тапочек был ремешок между пальцами ног или кожаный ремешок на ноге, а подошва сделана из кожи.
В свою очередь, в другой восточной державе - Османской империи - тапочки были символом плена. Гарем султана носил их в помещении, чтобы можно было легко надевать и снимать обувь, прежде чем наступать на дорогие персидские ковры. Тапочки были очень мягкими и удобными и предназначались для использования в помещении, чтобы наложница не смогла сбежать, так как они были слишком тонкими и скользкими для жестких каменистых дорог.
Но на Западе история тапок может быть прослежена только до 1478 года. Только в 15 веке для мужчин из высшего общества тапочки стали модной обувью. Они были сделаны из шелка или дорогой тонкой кожи, с подошвой из дерева или пробки, чтобы защитить их от грязи.
Личные предметы, разделяющие жизнь внутри и снаружи жилища, можно найти в европейских картинах еще в 15 веке. На работе «Портрет четы Арнольфини» 1434 года авторства Яна ван Эйка изображена пара обуви - деревянные сабо, которые надевали на домашнюю обувь, чтобы защитить ее от грязи снаружи. На гравюре 1514 года «Святой Иероним в келье» Альбрехта Дюрера также изображена обувь для домашнего использования - пара мюлей на переднем плане, хранящаяся под скамейкой с книгами и подушками.
Примерно в это же время завоевания Османской империи привнесли восточные привычки на европейский континент. К середине XVI века большинство состоятельных мужчин носили тапочки из мягкой кожи, шелка или бархата, часто с узорами, которые соответствовали их одежде. В свою очередь женщины взяли в обиход непрактичную форму обуви под названием чопины (цокколи, пьянелле). Такие тапочки сидели на платформе, которая шла по длине обуви и могла достигать 60 см. И мужчины, и женщины использовали ленты, бантики и драгоценности для украшения своей обуви. Конечно, такие пары не были предназначены для прогулок на открытом воздухе, и оба пола носили «бахилы» под названием паттены и пантофли, чтобы защитить свою изящную обувь, если им вдруг нужно выйти в них на улицу. Ближе к XVII веку все большее число мужчин появляются на портретах в домашней обстановке в своих мюлях и тапочках.
Но уже в XVIII веке, в эпоху Людовика XV, шлепанцы в основном использовались слугами, чтобы не мешать своим хозяевам шумом во время ходьбы, а также в целях сохранения деревянных полов благодаря подошве из войлока.
Отдельное место тапочки занимали в религиозной общине. Такую обувь исторически носил папа римский. Они были ярко-красные и символизировали кровь мучеников и окровавленные ноги Христа, были сделаны вручную из шелка или атласа и украшены золотой нитью в виде креста, украшенного рубинами. Папа носил эти тапочки внутри своей резиденции, а не красные кожаные туфли, которые он одевал снаружи, и тогда вошло в обычай, что любой паломник, имеющий аудиенцию у папы, должен был встать на колени и поцеловать один из тапочек.
Позже тапочки снова постепенно становятся символом некой буржуазии, которая в основном любила проводить время дома. Дамы имели возможность продемонстрировать свои навыки вышивания, декорируя домашнюю обувь. Такие журналы, как Godey’s Lady’s Book и Peterson’s Magazine публиковали шаблоны, позволяющие воссоздать дома самые последние моды.
В Викторианскую эпоху появились так называемые «тапочки принца Альберта», получившие свое имя в честь мужа королевы Виктории. Они представляли собой бархатные тапочки со стеганой шелковой подкладкой и кожаной подошвой. Изначально их носила английская аристократия. В конце концов этот обычай переместился за пределы дома в клубы и курительные комнаты. Позже такой стиль стал синонимом голливудских икон, таких, как Кларк Гейбл.
Что касается локальной истории такой обуви, то на портретах русских мастеров XVIII и XIX веков часто можно встретить героев либо в мюлях османского стиля, либо в тонких, предназначенных для использования в помещении, тапочках. Культура носить тапочки была утеряна сразу после революции 1917 года. Остаткам порочного старого мира не было места в новой советской парадигме. Хотя тапочки больше никогда не смогли стать такими экстравагантными или витиеватыми, как прежде, вскоре они вернулись в большинство советских домов в более простом виде, предлагая своим владельцам комфорт после долгого дня строительства коммунистического рая.
Сегодня тапочки имеют разное предназначение, часто в зависимости от национальной культуры. Также они принимают множество разных форм: с открытой пяткой, закрытые, сапожки, сандалии, шлепанцы, и все те же «тапочки принца Альберта». Они могут быть изготовлены из чего угодно: от кожи, замши, шерсти до искусственных материалов, а подошвы - из кожи, резины, пробки или дерева.