Почему Минфин выдает свои желания за желания МВФ
10 февраля Наталия Яресько, министр финансов Украины, заявила, что Международный валютный фонд временно перестанет кредитовать Украину, если в стране произойдет смена правительства.
А вновь получить деньги по программе расширенного финансирования EFF Фонд сможет только в том случае, если новое правительство будет готово выполнять все обязательства, которые взяла на себя прежняя власть.
Инвестаналитик Иван Угляница специально для Forbes проанализировал, насколько правильно ведомство трактует желание главного кредитора страны, и стоит ли этому верить.
Заявления, исходящие из Кабинета министров и Министерства финансов, в частности, относительно того, что якобы говорят МВФ и международные кредиторы. Либо – относительно того, как Минфин и правительство оценивают возможную реакцию со стороны МВФ на их действия или бездействие. Посредством такой нехитрой интерпретации Минфин с правительством уже неоднократно пытались выдать свои интересы за требования МВФ.
Очевидно, что такой манипулятивный инструмент нельзя использовать многократно, особенно когда предыдущие подобные заявления спустя какое-то время оказывались абсолютно беспочвенными, надуманными. Либо вообще оказывается, что у МВФ противоположное мнение в сравнении с тем, как оно было представлено и интерпретировано Минфином.
В итоге доверие участников рынка и политпроцесса к таким заявлениям падает, и сами заявления уже не несут в себе никакого веса, даже если могут быть правдивыми, или, как минимум, не противоречить реальности.
Ситуация на сегодня такова, что в любом случае МВФ фактически прекратил свою программу в Украине, точнее, скажем, приостановил. И ее возобновление пока маловероятно, равно как и непонятно, что должно произойти для этого.
Вернее, понятно, что должно произойти, но точно так же понятно, что этого не произойдет – ни в случае, если останется нынешнее правительство, ни в случае, если оно будет каким-то образом трансформировано без изменения подходов.
Очевидно, что сама система власти в стране не изменилась, реформы эта система не способна проводить. Соответственно, у кредиторов практически не остается резонов и мотивов, по которым они могли бы оправдать даже для себя, внутри, продолжение программы, не говоря уже о расширении.
Таким образом, говоря проще, правительство, конечно, может спекулировать и дальше на том, что деньги дали под эти «имена», которые само правительство представляет внутри страны как такие, которым доверяют международные кредиторы. Проблема лишь в том, что сами международные кредиторы так не думают, и не факт, что думали вообще. Поэтому такие заявления предназначены сугубо для внутреннего потребителя с целью продлить свое пребывание у руля, но не связаны при этом с выделением/не выделением средств Украине.
В значительной мере такие заявления перекликаются с «аргументами» еще одной ветви власти в лице Администрации, которая оправдывает любые непопулярные шаги «врагом у ворот» и концентрацией вражеских войск на границе. Здесь та же проблема, как и с заявлениями Минфина – это все одни и те же сказки о мальчике и волках в значительной мере.
Если же вернуться снова к технике заявления, то, безусловно, МВФ в случае изменения правительства (персоналий, политики) должен понять, готов ли новый состав взять на себя выполнение ранее взятых обязательств, какие позиции у новых людей, проанализировать готовность и вероятность каких-то непредсказуемых и негативных с точки зрения МВФ разворотов в политике. То есть, во многом это – технический момент и вопрос времени, относительно непродолжительного.
Но, возвращаясь к сути вопроса, пауза и непродолжение кредитования, невыдача новых траншей связана с более глубокими проблемами. И они точно не решатся тем, останется ли тот же состав правительства (и/или косметическими изменениями в правительстве), чьи «способности» к изменениям и реформам видны уже даже за океаном. Также и крайне маловероятно, что они могут быть решены какой-то перетасовкой правительства (пускай даже с абсолютно новыми именами) на базе существующих подходов. При этом никаких предпосылок к изменению существующих подходов не видно на горизонте, кроме каких-то непредсказуемых событий уровня зимы 2013-2014.