Под кожей: краткая история татуировок в моде
Возникнув тысячи лет назад и спустя время превратившись в повсеместный символ самовыражения - татуировка во все эпохи была частью глобальной культуры человечества. Почему же тогда мир тату и вселенная моды долго существовали, практически не соприкасаясь?
Татуировка - далеко не современное изобретение. Ее историю можно проследить примерно до 5000 г. до н. э., когда японские глиняные статуэтки декорировали своеобразными тату. С тех пор нательные росписи распространились повсюду: в древности египтяне украшали им мумий, а европейские мореплаватели позже набивали татуировки в память о длительных путешествиях по южной части Тихого океана.
Отношение общества к татуировкам неоднократно менялось. В разные эпохи они были то знаками отличия, то символами позора, то признаком гордости. Хотя татуировки были частью культуры человечества на протяжении многих веков, мейнстримом модного мира они стали только недавно.
В течение многих десятилетий супермодели, которые ходили по самым популярным подиумам мира в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Милане, должны были обладать безупречной кожей без каких-либо отличительных "меток". Тату не было места в мире моды, по крайней мере пока Иссей Мияке не представил в Нью-Йорке свою коллекцию сезона осень-зима 1971/1972.
Платье Tattoo с ручной росписью и мужское боди с использованием японских техник татуировки стали данью уважения традиционному искусству тату ирезуми, а также музыкальным кумирам молодого поколения - в частности Дженис Джоплин и Джими Хендриксу.
Мияке, который был свидетелем студенческих протестов 1968 года, мало интересовало мнение высших эшелонов общества. Его видение базировалось на инклюзивности: он использовал революционные образы, чтобы сделать высокую моду доступной для всех, а не только для немногих счастливчиков. Татуировки, которые были легализованы в Японии только в 1948 году, все еще вызывали ассоциации с якудза (членами японских преступных синдикатов) во многих частях страны. Сделав бунтарство сердцем своей коллекции, Мияке проложил путь для осмысленного разговора о пересечении политики и моды.
Следуя по стопам Мияке, к концу 1970-х другие дизайнеры стали включать аллюзии к татуировкам в свои коллекции. Начиная с полуоткрытого топа Martin Margiela (1989), коллекции Les Tatouages (1994) и кутюрной коллекции Maison Margiela весна-лето 2014 в стиле Sailor Jerry - татуировки больше не скрывали под одеждой, теперь принты, имитирующие тату, украшали ее.
Точно так же более доступные бренды по всему миру начали выстраивать свои продуманные «мятежные» ДНК с учетом проявившейся симпатии моды к тату. Один из самых ярких примеров - американский Von Dutch, который отдает дань уважения знаменитому механику и художнику Кенни Ховарду, известному по кличке Dutch. Бренд стал известен в начале 2000-х годов после того, как им занялся французский дизайнер Кристиан Одижье. Он работал с фирменным стилем Ховарда, пропитанным байкерской культурой, с характерными бейсболками и выцветшими футболками. И все это дополнял логотипом бренда и теперь известной татуировкой глаза с крыльями. От Бритни Спирс до Гвен Стефани и Фреда Дерста - благодаря звездным поклонникам Von Dutch стал знаком хорошего вкуса в начале нового тысячелетия.
В 2004 году Одижье покинул Von Dutch, чтобы присоединиться к бренду, который в конечном итоге станет многомиллионным модным гигантом, - речь об одноименной марке американского художника-татуировщика Эда Харди. Так, в начале 2000-х лейбл, который выпускал вещи с имитирующими тату сердцами, пронзенными стрелой, сверкающим пламенем, надписями и стразами стал мегапопулярным.
Обе марки, несомненно, - продукты своего времени, и свидетельствуют о новом тренде: татуировки неожиданно стали одним из символом массовой моды, признаком индивидуальности и ярким средством самовыражения.
Сегодня никого не удивит тату на героях, фигурирующих на обложках модных журналов: кусочек татуировки на спине Леди Гаги (Vogue US, октябрь 2018), тонкая надпись на санскрите у Кэти Перри (Vogue Japan, сентябрь 2015), крошечное сердце, украшающее безымянный палец Арианы Гранде (британский Vogue, июль 2018). Тем не менее до недавнего времени тело, покрытое татуировками, могло появиться только внутри модного издания или же в нишевом журнале.
Знаковой стала обложка американского Vogue за март 2019 года с участием Джастина и Хейли Бибер, благодаря которой покрытое тату тело перестало быть для глянца чем-то из ряда вон выходящим. Не последнюю роль сыграла и обложка Рианны для британского Vogue в мае 2020 года. Она вошла в историю, установив сразу два рекорда: как первая обложка Vogue, у героини которой была обширная имитация татуировки на лице (любезно нарисованная британским визажистом Исамайей Френч), а также первая, на которой женщина впервые появилась в дюраг-бандане.
Несмотря на то что татуировки привычны во многих странах мира, а обложки модных журналов символизируют последний пройденный рубеж на пути их легализации и популяризации, важно подчеркнуть огромные культурные различия, которые существуют по сей день. Тату все еще не приемлемы в таких государствах, как Япония, Иран, ОАЭ и Северная Корея. Тем не менее в целом татуировки, кажется, наконец-то освободились от своей маргинальной репутации и стали манифестом красоты и индивидуализма.
Интересно и то, что последние исследования показывают: молодое поколение не может похвастаться большим количеством татуировок. Людям, питающим пристрастие к тату, скорее, от 30 до 49 лет. Тем не менее стоит провести пять минут в Instagram, и сразу станет очевидно, что татуировок много, как никогда. А значит нательные росписи никуда не исчезают - они просто принимают новую, не перманентную, а временную форму.
Огромные бьюти-компании вроде Fenty и NYX тоже так думают. Предлагая широкую палитру насыщенной «краски для тела» и тщательно разработанные образцы имитаций татуировок, они вдохновляют пользователей социальных сетей на эксперименты. Британская стример и визажист София Уайт (также известная как Djarii) собрала огромное количество поклонников на Twitch и в Instagram, делясь своей страстью к временному боди-арту. Она описывает собственную фан-базу как многообразие полов и идентичностей, в котором каждый рассматривает модификацию тела как уникальное средство самовыражения. «Молодое поколение особенно охотно избавляется от стереотипов, которые ранее были связаны с боди-артом», - рассказывает она Vogue.
Djarii знает, что ее последователи, выросшие в золотой век социальных сетей, чувствуют давление, когда дело доходит до идеальной внешности. Хамелеонная природа Insta-эстетики - ключ к увлечению временными модификациями тела, которые позволяют следовать скоротечным трендам. «Популярность боди-арта неуклонно растет в индустрии макияжа, и я думаю, что это во многом связан с творческим самовыражением. Макияж дает возможность трансформироваться и выражать себя, - объясняет Djarii. - Временные тату позволяют мне раздвинуть границы творчества и безопасно исследовать свой личный образ. Сегодня все больше и больше людей хотят выразить себя таким образом».
Текст: Freddie Braun.