Новости и события » Культура » Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

130 лет назад, 27 августа, родился Ман Рэй - художник-сюрреалист, который изменил современную фотографию.

Ман Рэй

«Я наконец-то освободился от липкой краски и работаю непосредственно с самим светом». В 1922 году эту фразу произнес художник-сюрреалист Ман Рэй, и она определяет все его творчество.

Настоящее имя художника - Эммаунил Рудницкий. Он родился в Филадельфии в семье евреев-эмигрантов, и в 1912 году его семье из-за антисемитских нападок пришлось сменить фамилию на Рэй. Ман Рэй с юности любил искусство, но его сознание в 23 года перевернуло знакомство с Марселем Дюшаном, революционером и провокатором, который в начале 20 века полностью изменил представление о том, каким может быть искусство. В 1913 на выставке в Нью-Йорке юный Ман Рэй увидел картину Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» - авангардное полотно, состоящее из кубистских лучей (к слову, через десять лет Ман Рэй сделает портрет Дюшана). В тот год картину Дюшана отвергли на нескольких выставках, но вскоре ее признают образцом искусства модернизма.

Уже в 1915 году Ман Рэй провел первую выставку в Нью-Йорке, а в 1921 году переехал в Париж. В городе художников и богемы ему было комфортно. Его друзьями в Париже стали Коко Шанель, Пабло Пикассо, уже упомянутый Марсель Дюшан, Игорь Стравинский. Все они бывали в его мастерской на Монпарнасе, где Ман Рэй делал их портреты. И если свою карьеру он начал как художник, то именно в Париже занялся фотографией, которая позже принесет ему мировую славу. Причина была проста. "Я не мог найти никого, кто мог бы сделать фоторепродукции моих картин так, как я хотел. Поэтому пришлось заняться фотографией самому".

Вскоре Ман Рэй уже делал фотографии объектов, мало чем отличавшихся от «реди-мейдов» Марселя Дюшана - обычных объектов, получивших в начале 20 века статус искусства. Одна из самых известных его серий - фотографии "Мужчина" и "Женщина" - поражает простотой и гениальностью одновременно. "Мужчина" - это фотография венчика для взбивания яиц, он напоминает зрителю мужские гениталии. Для «Женщины» Ман Рэй собрал оборудование из своей мастерской: два сферических металлических отражателя и шесть прищепок, прикрепленных к стеклянной пластине таким образом, чтов очертаниях можно было увидеть грудь и спину женщины. Это и есть дадаизм - авангардное течение в искусстве начало 20 века, создание которого приписывают именно Ман Рэю. Нет правил и канонов, нет ничего объективного, а искусством может быть все вокруг.

Главная особенность Ман Рэя в том, что он был невероятно креативным и гибким для своего времени человеком. Он делал искусство из всего, точнее, все вокруг имело для него творческий потенциал: будь-то холст, металл, предметы быта, архитектура, одежда. Одна из его самых известных работ - «Неразрушимый объект» - фотография и инсталляция одновременно. Мы видим перед собой метроном, к верхушке которого прикреплена вырезанная фотография женского глаза (это глаз возлюбленной художника, фотографа Ли Миллер). Легко представить себе эту инсталляцию на любой выставке современного искусства в 2020 году.

Ман Рэй, помимо всего прочего - один из главных вдохновителей современных модных фотографов, которые с удовольствием используют его принципы: соляризацию (печать с негативов) и съемку без фотоаппарата (рейография). Почти 20 лет, с 1920 по 1940 годы, пока он не уехал из Франции в Штаты, Ман Рэй зарабатывал модной фотографией. Его работы появлялись на обложках Vogue, Vanity Fair, Harpers Bazaar; художник снимал на заказ для таких брендов, как Vionnet, Lanvin, Schiaparelli, Chanel. И хотя для него это было в первую очередь коммерческое сотрудничество, бренды ценили художника-визионера, поэтому его модной фотографии не приходилось быть компромиссом между коммерцией и искусством. Методы, используемые в творчестве, Рэй успешно переносил и в коммерческие съемки: так, в историю вошел знаменитый снимок 1935 года, в котором при помощи соляризации Ман Рэй запечатлел модель в вечернем платье Schiaparelli из сатина. Ман Рэй возвел модную фотографию в ранг самостоятельного жанра искусства - в этом его исторический вклад.

Образы Ман Рэя часто подвергались переосмыслению в моде - и это происходит до сих пор. В 1999 году Жан Поль Готье отдал дань гениальному художнику в кампейне аромата Classique. Она стала отсылкой к работе Ман Рэя "Черное и белое" 126 года. На фото мы видим музу художника Кики де Монпарнасс, запечатленную с африканской маской в руках. Спустя 70 лет Готье снимает модель для своего кампейна в такой же позе, только вместе маски - бутылочка духов. Аппелируют к театральным, с необычным освещением портретам Ман Рэя 1930-х годов и модный дуэт Мерт и Маркус в кампейне Calvin Klein AW06 с Натальей Водяновой в главной роли.

Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

Как Ман Рэй повлиял на модную фотографию

Наталья Водянова


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх