Завод никого не ждет: одесская галерея показала, что осталось от СРЗ-2
До 8 ноября в галерее InvogueArt (Екатерининская, 25) проходит групповой выставочный проект "На акватории завода купаться было запрещено", инициированный известной украинской художницей Жанной Кадыровой.
Когда то молодым людям, не прошедшим конкурс на творческие специальности, ехидно напоминали: "Вас ждут заводы!". Сейчас вышло так, что заводы, собственно, и не ждут... Или ждут, но в другом качестве - оказывается, Одесский судоремонтный завод СРЗ-2 (напомним, что в свое время там работал будущий сатирик Михаил Жванецкий) стал новым культурным кластером.
На выставке правят бал реди-мейды, готовые предметы, здесь представлены артефакты и свидетельства из прошлой жизни завода, например, объяснительные записки: рабочий утверждает, что отсутствовал на своем месте, ибо с утра вывихнул ногу (текст пестрит грамматическими ошибками), а мастер участка утверждает, будто с данным рабочим такое происходило и раньше, "насколько я знаю, это связано с его проблемами со здоровьем".
Есть табличка с запретом купаться на акватории завода, давшая название всему проекту. Дверцы от шкафчиков раздевалки сохранили наклеенные портреты красавиц прошлых лет, вырезанные из журналов, а возле каждой дверцы - тапочки, в которых удобно выполнять рабочие процессы. Плакаты, бумаги, старые и новые фотографии, видео - все дышит эстетикой "заброшки", упадка, этакого расфокуса, в котором должно родиться что-то новое.
Художники разных поколений предъявили результаты своего труда на уже бывшем заводе. Это Сергей Ануфриев, Андрей Бабчинский, Вася Дмитрик, Максим Зацаренный, Денис Рубан, Павел Клименко, Наташа Кушнир, Всеволод Люльченко, Commercialpublicart, Ксения Щербакова, Андрей Цветков, Дарья Чечушкова, Ника Яровенко, София Ячмень, Ereh Saw, Настя Промахова и другие авторы. На открытии проекта выступили музыканты - резиденты СРЗ-2 Batrak, Artur Snitkus, Superelite, Konakov.
Жанну Кадырову увлекает работа с локальным контекстом. Для нее история и атмосфера СРЗ-2 - это новый виток проекта Second hand, начатого в 2014 году в Бразилии, и представленного в 2019-м в основном кураторском проекте 58-й Венецианской биеннале в Центральном павильоне в Джардини, который посвящалась судьбе индустриальных и публичных зданий, функция и обладатели которых изменились в новых постсоциалистических условиях.
На СРЗ художница впервые стала работать с граффити, концептуально являющимся маркером определенной, довольно критической стадии распада зданий, в которых остановилась жизнь. Кому-то из первых посетителей выставки было весело, кто-то откровенно грустил, но жизнь идет своим чередом, видимо, вместо заводских цехов и в дальнейшем будут открываться арт-кластеры, пока тема заводского прошлого не исчерпает себя совсем.
Ирэн Адлер
Фото Александра Синельникова