Эксклюзив: интервью с режиссером Юханом Ренком о сериале «Чернобыль», призвании и признании
Юхан Ренк - уважаемый и востребованный режиссер рекламных кампейнов и музыкальных клипов. Настолько, что его называют «номером один в мире». Он может похвастаться разносторонними проектами, многие из которых невероятно популярны. Среди музыкальных клиентов Ренка - Дэвид Боуи, Мадонна, Кайли Миноуг и Бейонсе, среди модных - H&M, Calvin Klein, Chanel, Valentino. И это лишь малая часть. В качестве режиссера Ренк был задействован в таких культовых телесериалах, как «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы» и «Викинги», а в прошлом году стал лауреатом премий «Эмми» и Гильдии режиссеров Америки за работу над мини-сериалом «Чернобыль». В эксклюзивном интервью для vogue.ua Юхан Ренк рассказал о своем творчестве и пути к успеху.
Юхан Ренк родился и вырос в семье профессора медицины Ханса Ренка и медсестры Марины Килберг. Поскольку отец преподавал в нескольких университетах мира, семье Ренков приходилось часто переезжать: Майами, Уппсала, Мальме, Тромсе, Кувейт. «Если вы путешествуете и живете в различных местах, вас засыпает впечатлениями, причем очень разными. Когда вы растете в одном месте, ваш мир всегда один и тот же», - говорит Юхан, объясняя, как он попал в креативную сферу, будучи сыном медиков.
«У меня не было друзей детства, с которыми можно было бы общаться, не было социальных сетей. Мое взросление проходило в переживаниях, мыслях и чтении книг, - говорит Ренк. - У меня было богатое воображение, пропитанное различными впечатлениями, своего рода импрессионистскими. В один день я был в зимней Швеции, на следующий оказывался во Флориде со сверкающим океаном и пальмами. А потом в Норвегии с горами, снегом и тьмой. Мне не было дела до общественной жизни, мои фантазии стали для меня убежищем».
Не последнюю роль в развитии творческого потенциала Ренка сыграла его родина. Швеция всегда славилась отличной музыкой: от Roxette, Доктора Албана и ABBA до Avicii и продюсера Макса Мартина, который, между прочим, написал одни из самых популярных хитов последнего тридцатилетия. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, в Швеции отлажена система, которая всячески способствует поддержке граждан во многих начинаниях. «Когда я был молод, все играли в группах, потому что это поддерживалось системой», - говорит Юхан. По словам Ренка, если у кого-то были склонности к музыке, правительство выделяло деньги на аренду репетиционной площадки и даже на покупку инструментов, тем самым поощряя культурное самовыражение. Во-вторых, Швеция, по сравнению с другими странами, находилась под сильным влиянием британской музыкальной сцены. «Таким образом, благоприятное стечение обстоятельств, совпадение возможностей и желаний, побудило нас заниматься музыкой, жить музыкой и быть ею. Мы выросли в таком климате. Мы выросли в мире, в котором Швеция стала третьим по величине экспортером музыки после Америки и Англии».
Ренк вписал свое имя в музыкальное наследие Швеции как Stakka Bo. Во время учебы в университете он был участником дуэта Eurodance E-Type + Stakka B, но после двух синглов перешел к сольному проекту. В 1993 году он выпустил хит-сингл Here We Go, который стал чрезвычайно популярным в Европе, а со временем появился в эпизоде мультсериала «Бивис и Баттхед», нескольких фильмах и видеоигре UEFA Euro 2004. Сингл Here We Go ознаменовал не только апогей музыкальной карьеры Ренка, но и начало его режиссерского пути. Из-за ограниченного бюджета Юхану пришлось самому снимать первое видео для своего хита, после чего он продолжил снимать собственные клипы, а в конечном итоге снял видео для других шведских артистов, таких как Titiyo и The Cardigans.
В 1994 году он вместе с другом и режиссером Юнасом Окерлундом основал продюсерскую компанию Renck Åkerlund Films, которая сразу же стала одним из лидеров в своем сегменте в Швеции. Параллельно он работал над музыкальным проектом Stakka Bo. В 1997 году полностью посвятил себя режиссуре и быстро стал всемирно известным, а спустя два года уже работал с Мадонной и Nike.
Одной из главных причин, по которой Ренк покинул музыкальную карьеру, он называет «невозможность достичь блестящего уровня». «Дело в том, что я люблю музыку больше всего на свете. И действительно, если бы я мог выбирать, я бы предпочел быть великолепным автором песен или музыкантом, - сознается он. - Но я понял, что у меня не было, назовем это так, "таланта". Я мог написать хорошую песню, но мне это давалось тяжким трудом. Я наблюдал за людьми, с которыми работал, и песни изливались из них так легко, что я понял: мне никогда не стать великим артистом, если я не смогу писать так же».
Абсолютно обратное Ренк осознал уже в первом режиссерском опыте: «В музыке я чувствовал силу сопротивления, мне казалось, что я противодействую чему-то, борюсь с чем-то. А с режиссурой все оказалось понятным моментально». Ренк понял, как все работает, полюбил камеру, проникся тем, какие чувства мог вызвать он, и тем, какие чувства возникали у него самого во время работы. Он понял, что может добиться великолепных результатов, не идя против ветра.
Юхан непрерывно делал съемки по всему миру со многими известными брендами и артистами. Он получил престижные номинации и награды за свои работы: от MTV до Каннских "Львов". Но, несмотря на невероятный успех, это было не то, чем он хотел заниматься: «С того момента, как в начале 1990-х я начал снимать музыкальные клипы, я знал, что это не мое. Драма - вот была моя цель. Я понял это сразу, потому что я родом из книг. Поскольку я никогда не посещал киношколу, ею стали музыкальные клипы и реклама. С самого начала я пытался разобраться, как сделать следующие шаги в художественном кино».
Полнометражный кинодебют Ренка состоялся в 2008 году с фильмом «Скачивая Нэнси» на Sundance Film Festival: «Он был очень мрачным. Большинство людей его возненавидели». Фильм и вправду не получил одобрительных отзывов, но именно он побудил Юхану позвонил Винса Гиллигана, создателя «Во все тяжкие», позвонить Юхану: «Он пригласил меня снять несколько серий. Но я сказал, что не хочу этого делать. Понимаете, в то время сериалы не были тем, чем они стали сейчас». Все же Гиллигану удалось убедить Юхана в преимуществах этой работы, и он принял участие в съемках шоу. В итоге Ренк снял эпизоды для «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы», «Мотель Бейтс», «Викинги». Но и это было не то, что он хотел делать. «Приходя в сериал в качестве режиссера отдельных эпизодов, вы становитесь винтиком уже отлаженного механизма. А для меня самое интересное - сотворение мира. Потому эта работа не доставляла мне особого удовольствия».
Позже Ренк отказался от таких проектов, как «Лучше звоните Солу», «Игра престолов» и «Родина». Он был согласен делать два типа телепроектов: шоу, в котором каждый эпизод - отдельная история, как «Черное зеркало», или мини-сериалы, как «Последние пантеры». «Конечно, я очень рад, что все же поработал над "Во все тяжкие", это был очень познавательный и захватывающий опыт. Он помог мне понять различные аспекты кинопроизводства. Плюс снимать этот сериал очень престижно - мне до сих пор звонят из-за этих съемок».
В 2019 году Ренка пригласили снять для SKY и HBO мини-сериал «Чернобыль», посвященный самой страшной техногенной катастрофе ХХ века, с участием Стеллана Скарсгарда, Джареда Харриса и Эмили Уотсон. К слову, «Чернобыль» стал первым проектом Ренка, снятым о реальных событиях: «Все, что я делал раньше, было выдумкой, в ней больше свободы. Но делать что-то реальное - это другой уровень ответственности, потому что стремишься изображать вещи так, как это это было на самом деле. На самом раннем этапе работы я сказал своей команде: самое важное, что мы здесь делаем, наша цель - это чтобы пусть даже один человек, который был в Чернобыле, увидев наш фильм, сказал: несмотря на то что есть неточности в фактаже, переданные нами выводы, эмоции и ощущения были правильными». Шоу должно было быть подлинным, правдивым и отдавать должное тем, кто там был.
В трагедии Чернобыля Юхан обнаружил красоту. Красоту тех, кто был там и стал героем мира. Красоту борьбы с системой. Красоту человеческого упорства. «Я всегда смотрел на Чернобыль как на фантастическое, странное место в странное время. Человечество борется с невидимым врагом, против него выступает тоталитарная звезда смерти. Для меня это почти библейская история. В дихотомии этих двух миров есть что-то возвышенное. И все сводится к человеческой красоте».
Ренк оказался идеальным режиссером для этого проекта, учитывая его пиетет к трагедии и меланхолии. «Меланхолия - мое любимое чувство. Я считаю, что оно невероятно красиво. Чувство меланхолии преобладает во всем прекрасном, будь то красивая картина или музыкальное произведение, оно связано с тем, как вы себя чувствуете. И для меня мое самое любимое занятие - чувствовать. Всю свою жизнь я работал только с вещами, которые должны были вызывать у людей какие-то чувства». И делал это виртуозно. От клипа Дэвида Боуи Blackstar и дебютного фильма «Скачивая Нэнси» до сериала «Чернобыль» - режиссеру удается вызвать целый спектр эмоций с первой минуты и жонглировать ими до самого конца.
Чтобы быть хорошим режиссером, всегда нужно делать выбор. Соответственно, хороший режиссер должен обладать хорошим вкусом. Ум режиссера состоит из множества разных ячеек: нужно быть психологом, отцом, врачом, руководителем, фотографом... И чем больше ячеек у тебя занято, тем лучше режиссером ты становишься. Но, главное, по словам Ренка, - копать там, где стоишь. Копать под себя, копать в себе, выкапывать из себя.
В 2019 году Ренк получил премию «Эмми» за лучшую режиссуру мини-сериала, а январе 2020-го - премию Гильдии режиссеров Америки. «Я, конечно, очень горжусь этим. У меня множество наград. Но когда вам исполняется 50 лет и вы получаете признание такого уровня, оно свидетельствует о том, что вы сделали что-то правильно. Я понял, что провел последние 30 лет своей жизни, делая то, что был должен».
Текст: Марина Шуликина.
Бюджет Правительство Университеты