Чем ознаменовались 100 дней Хатии Деканоидзе на посту руководителя Нацполиции?
Вчера, 26 февраля, должна была состояться пресс-конференция, на которой был запланирован отчет руководителя Национальной полиции Украины Хатии Деканоидзе за первые сто дней работы в этой должности. Однако мероприятие внезапно отменили без объяснения причин. С чем это связано? Может, реформатору из Грузии не о чем отчитываться?
По мнению председателя правления Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгения Захарова, который одновременно является председателем экспертного совета по вопросам соблюдения прав человека в органах внутренних дел Национальной полиции Украины, отчитываться есть о чем. "Список ее достижений хотя и небольшой, но значимый, - говорит правозащитник. - Просто она работает по 18 часов в сутки и все не успевает".
Захаров считает, что Деканоидзе удачно продолжает начатое дело по формированию патрульной полиции, которая уже начала работу в 14-ти городах Украины, и успешно справилась с созданием групп быстрого реагирования территориальной полиции в регионах. Сейчас эти группы, которые выезжают на вызовы, охраняют общественный порядок в маленьких городках, действуют уже в трех областях: Киевской, Львовской и Харьковской. "Сейчас сложный период перехода из милиции в полицию. Хатии приходится заботиться обо всем, начиная с людей и заканчивая оружием и стульями. Везде есть проблемы. Но она настойчиво пытается менять систему", - говорит Захаров.
Реальные реформы в работе председателя Нацполиции и правоохранительной системы увидели и представители Всеукраинского объединения "Автомайдан". Многие их представителей сейчас являются членами аттестационных комиссий, которые проводят переаттестацию сотрудников милиции, чтобы они смогли дальше работать в структуре уже Нацполиции. "Аттестация проводится достаточно прозрачно. На 80 процентов изменены председатели и заместители райотделов - это результат", - убеждена активистка "Автомайдана" Екатерина Бутко. Кроме этого, она указывает на то, что в Нацполиции заработала система внутренней безопасности, которая позволяет достаточно оперативно реагировать на проявления коррупции в этой правоохранительной структуре. "Одного полицейского мы "застукали" на взятке, и внутренняя система безопасности очень быстро среагировала", - отмечает активистка.
Однако звучит и немало критики работы Деканоидзе за сто дней. Директор Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко считает, что главу Нацполиции не за что хвалить, поскольку она лишь продолжает по инерции воплощать чужие инициативы, в частности создание патрульной полиции, которую начала в Украине еще один грузинский реформатор Эка Згуладзе. "Все остальное, что делает Хатия Деканоидзе, это лишь "переодевание" милиции в полицию. Структура же не меняется - только название. Начальники райотделов как получали три тысячи гривен, так и получают. И за эти деньги от них требуют и дальше эффективно работать и не брать взяток", - отметил Мартыненко.
С такими обвинениями согласна и сама Хатия Деканоидзе. В интервью украинским СМИ она признается, что материально-техническое обеспечение полиции остается нерешенным, и полиция не сможет конкурировать с преступностью, которая всегда может заплатить больше.
"Конкурировать с преступностью мы можем только в том случае, когда вся правоохранительная система будет работать открыто, прозрачно, честно", - сказала Деканоидзе журналу "Корреспондент".
Однако с прозрачностью в Нацполиции тоже проблемы, считает эксперт группы по реформам органов правопорядка реанимационного пакета реформ Александр Банчук. По его убеждению, это очень четко показал случай с патрульным полицейским Сергеем Олейником, который застрелил 17-летнего пассажира во время преследования автомобиля BMW, которым управлял нетрезвый водитель.
"Единственный союзник новой полиции сейчас это общество. Председателю Нацполиции нужно было обратиться к обществу, четко объяснить все детали инцидента, самым обнародовать все видео с комментариями, а не закрываться еще больше, отдав все на усмотрение прокуратуры, в которой вообще нет никакого доверия", - говорит Александр Банчук. Эксперт не исключает, что дело полицейского Олийныка может негативно сказаться на рейтинге доверия к Нацполиции, за который так ратует Хатия Деканоидзе.
Кроме этого, по словам Банчука, она пока так и не приступила к реформированию уголовного блока полиции, хотя и декларировала, приступив к своим обязанностям, что функции следственных и оперативных работников будут объединены в одну должность детектива. "Заявления были, однако ни видения того, как это делать, ни законодательства для работы детективов так и не было представлено", - сказал Александр Банчук.