Женский взгляд на войну: как оценили "Дылду" в Германии
22 октября в немецких кинотеатрах выходит фильм Кантемира Балагова "Дылда". Что говорят о нем в Германии?
Сегодня в Германии выходит в прокат драма Кантемира Балагова "Дылда". Его работа о женщинах в послеблокадном Ленинграде получила приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру в конкурсе авторского кино. Как фильм оценили немецкие критики?
"Больница полна физически и психически искалеченных войной пациентов, но в первую очередь Балагова интересуют Ая и Маша, а именно - непривычный женский взгляд на войну. Во-первых, это их военный опыт: обе женщины не сидели в ожидании своих мужей с фронта как в песне "Катюша", а воевали сами. Во-вторых, их состояние после войны: Ая и Маша недостойны сострадания, они не тащат на своих плечах надежду на скорейшее восстановление", - отмечают журналисты портала Critic.de
Критик отмечает, что хоть режиссер и переходит все границы, Балагов показывает дружбу и даже, может быть, - этот момент остается открытым - любовные отношения.
"Теснота". Часть вторая?
При всей эмоциональной тяжести "Дылда" не тяготит зрителя. Это не драма сама по себе, она даже оказывает утешительное действие. В фильме есть хорошие и плохие, но никак не чистые поступки. "Помощь может навредить, а смерть - освободить", - считает Барвенчик. Критик говорит и о недостатках фильма: "Некоторые повороты угадываются, но это встречается довольно редко. Иногда бывает даже слишком заумно и ожидания не оправдываются. Какие-то эмоциональные сцены специально пропущены, как будто фильм их просто вытеснил". Несмотря на это, в Kino-Zeit называют этот фильм невыносимо красивым и хвалят режиссера за хорошую работу с цветом. "Балагову удалась великолепная история любви".
Свет прорывается сквозь тьму
"Приемы, при помощи которых картина добилась успеха, очень просты, но работают они только потому, что обращаются с ними виртуозно. Практически в каждом кадре камера приближается все ближе и ближе к телу героев, но заметить это можно только при втором просмотре", - считают критики газеты Neues Deutschland. По их мнению, сделано это, чтобы сказать зрителю "пожалуйста, заметьте это и обратите внимание на то, что здесь происходит".
Еще одно достоинство картины: Балагов смотрит на тех, кому не место в национальных героических рассказах. В "Дылде" можно увидеть то, о чем так мало сказано: женщины, вернувшиеся с фронта и отношение к ним в обществе. Например, Маша в глазах партийного чиновника - просто проститутка, которая достойна только презрения.
В газете Berliner Zeitung считают, что "Дылда" - это история о тревожном возвращении к нормальной жизни. Критик Герхард Миддинг (Gerhard Midding) убежден, что в Германии про главную героиню Ию сняли бы милосердную драму об отстранении, но у Балагова совсем другие представления. Он разглядел в ней необычную красоту и специально поставил рядом двух поклонников. Критики отмечают и операторскую работу Ксении Середы: теплый свет не затушевывает боль, страдания и лишения. "Скорее, он уютно обнимает фигуры. Он прорывается сквозь тьму", - пишет Миддинг.
В Berliner Zeitung вспоминают, что еще в "Тесноте" Балагов показал свой талант в изображении портретов женщин в узкой, удушающей обстановке. В "Дылде" он доказал это еще раз.