«Я ненавижу псевдоискусство!». Одесский «Театр на Чайной» показал историю любви современных Адама и Евы
Встреча в музее. Она хочет совершить акт вандализма, зайдя за бархатный барьер, ибо "ненавидит псевдоискусство". Он должен ее остановить, ибо работает музейным смотрителем. Сразу ясно, что на сцене сюжет не из нашей реальности, у нас бабушка-смотрительница выдворила бы хулиганку, и той только и осталось бы, что со злости зайти в музейный туалет и украсть там весь рулон пипифакса. А в Штатах так бывает, что студенты подрабатывают в музеях, и это имеет смысл...
В Театре "На Чайной" наконец-то состоялась долгожданная премьера спектакля в одном действии "По образу & подобию" по мотивам пьесы Нила Лабюта "Порядок вещей". Карантин отложил встречу со зрителем. Кое-кто из исполнителей даже успел благополучно родить. И вот творение постановочной команды во главе с режиссером Олегом Шевчуком очень своевременно завоевывает зрительские сердца, ибо в осенний вечер отлично "заходит" спектакль о любви.
Миниатюрная брюнетка Ева (Милена Компаниец) - будущий искусствовед и критик, но тянет ее к художественной практике, к передовому акционизму! Раз у статуи на причинном месте по настоянию общественности прилеплен гипсовый фиговый листок, она непременно должна нарисовать поверх него баллончиком неиллюзорный член. "Пенис", - стыдливо поправит ее Адам (Егор Карельский), будущий лингвист и по совместительству музейный смотритель. Но поправлять себя эта маленькая язвочка не даст, она станет новым Пигмалионом, а ему отведена роль этакой Галатеи на диете, с усовершенствованной фигурой, новой прической, модным гардеробом. Она даже дотянется до его носа, заставив пойти к пластическому хирургу. Фитнес-браслет женским голосом подает команды: когда на скакалке попрыгать, когда отжаться, когда отдохнуть. Парень на дистанционном управлении. Почему он терпит все это? Влюбился.
Постельные сцены в спектакле присутствуют, но сняты они отдельно и выведены на экран, получилось очень красиво и волнующе. Хорошее решение для театра, язык тела правдивее слов, которые, бывают, все только запутывают между влюбленными. На тот же экран выводятся репродукции картин, показывающих праотца Адама и праматерь Еву в раю, в процессе искушения и уже изгнанными из рая. Если смотреть на все с ветхозаветных позиций, становится понятно: все в этой жизни к лучшему, не будь грехопадения, был бы рай только для тех двоих, а так каждый из нас получает шанс в раю побывать!
За преображением Адама ревниво следит его однокурсница Дженни (Валерия Задумкина), хотя со дня на день состоится ее свадьба (между прочим, под водой, очень современно, гостям дадут по аквалангу) с красавчиком и грубияном Филиппом (Александр Бойко). И такая "химия" начинает бушевать между Адамом и Дженни, что ужас. "Не целуй больше мою телку", - нарисуется с претензиями Филипп. Кто кому в итоге сделает больнее, кто кого или кому изменит? При желании любой театрал может найти текст пьесы в Сети, но прочтение не отменит удовольствия увидеть историю в сценическом прочтении, где квартет молодых и красивых артистов, отменив добрую половину прописанных драматургом непристойностей, творит чудеса.
Спектакль еще будет набирать по части актерских находок и прозрений, и очень классно, что "По образу & подобию", как практически все одесские премьеры этого сезона, апеллирует к Шекспиру. "Платок, расшитый цветами земляники" предложит ревнивой, как Отелло, Еве, осмелевший Адам, а она не поймет, или сделает вид, что не поняла, ибо врет как дышит, считая, будто "в искусстве не существует универсальной правды". А в чем тогда правда? В любви, которая и есть рай земной. В следующий раз спектакль будет показан уже в декабре, и советуем обзаводиться билетами заранее, ведь зрителей рассаживают в шахматном порядке, оставляя половину зала пустой, билетов может не хватить.
Автор - Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева