Новости и события » Культура » Проект благоустройства Херсонеса. Интервью с экспертом

Проект благоустройства Херсонеса. Интервью с экспертом

Проект благоустройства Херсонеса. Интервью с экспертом

Поскольку статья о благоустройстве в Херсонесе вызвала большой общественный резонанс, мы взяли экспертное интервью, чтобы прояснить все детали происходящих там работ по обустройству территории древнего памятника культуры.

Мы предлагаем обсудить предусмотренную законодательством «Документацию по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», разработанную в составе проектной документации «Художественный проект благоустройства и приспособления территории Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонес Таврический, в рамках проведения временного фестиваля «Исторический парк - Херсонес Таврический».

Мы рассмотрим, может ли предполагаемое благоустройство оказать негативное воздействие на памятник археологии.

Наш эксперт - Ольга Михайловна Замжицкая. По образованию искусствовед, работает в области архитектуры 38 лет. Является экспертом на основании аттестации Министерства культуры, которая дает право проводить государственную историко-культурную экспертизу по различным направлениям: проектная деятельность, статус объектов и все аспекты, связанные с сохранением объектов культурного наследия.

Что говорят археологи и искусствоведы

- Ольга Михайловна, как вы оцениваете проект в целом? Нуждался ли Херсонес в таком благоустройстве на момент подачи проекта на согласование?

- Безусловно. Херсонес мы любим и помним в девственном и не очень благоустроенном состоянии. Кто-то приезжал сюда в далеком детстве, кто-то вырос у его стен. Многим по привычке и по старинке такие необлагороженные территории кажутся родными и близкими, поэтому очень понятно беспокойство людей по поводу сохранности этого дорогого сердцу места.

Но мы с вами живем в 21 веке и действительность такова, что сегодня и городу, и его жителям и гостям нужна доступная среда - в том числе и в музейном комплексе, которым является Херсонес.

Все больше и больше посетителей приезжает сюда из всех уголков нашей страны и перед нами стоит двоякая задача: не повредить сами объекты культурного наследия и создать удобство для тех людей, которые впервые, может быть, приехали сюда и не знают, что это такое - наш любимый Херсонес.

На памятники нужно смотреть глазами - любоваться ими со стороны, читать информационные тексты, использовать навигационные указатели. Тем более, что сейчас выполнены новые стенды и таблички, дополнено много информации и навигации, чтобы люди могли все увидеть и прочитать.

Люди должны понимать, куда двигаться и как пройти к самым интересным местам, предназначенным для осмотра, причем в любую погоду. А если мы говорим о людях с ограниченными возможностями, о колясочниках, то сейчас таких возможностей для них стало гораздо больше.

То же касается семей с колясками и маленькими детьми. Посещение такого яркого запоминающегося памятника, возможность пройти по его территории и увидеть величественные пейзажи древнего города - разве не с этого начинается любовь к своей Родине?

- Сколько раз согласовывался проект (сразу ли с ним все согласились) и как много экспертов участвовало в его рассмотрении?

- Сразу хочу отметить очень важный момент: безопасность настоящего проекта рассматривалась на очень высоком уровне, с привлечением Института Археологии РАН. В результате были учтены все замечания специалистов разного профиля, в первую очередь - археологов. Окончательное решение по согласованию принимало Министерство культуры РФ.

Херсонес - важнейший памятник и археологический музей, поэтому рассматривали проект дважды. По законодательству обычно привлекается один эксперт, а здесь, учитывая важность объекта, было три эксперта: археолог, архитектор и искусствовед. Таким образом, учитывались все аспекты возможного воздействия на территорию.

Проект по обеспечению сохранности объекта культурного наследия - так он официально называется - разрабатывался 2 года подряд, второй проект развивает первый - и это проект обеспечения сохранности, а не проект по проведению глобальных работ или реставрации. Все приспособления (в отличие от реставрации) в любой момент могут быть изъяты. По сути, это временные мероприятия по обустройству пешеходных дорожек, смотровых площадок, мест рассадки зрителей и некоторых других аспектов сферы гостеприимства. Они производятся в основном для проведения фестивалей, необходимость которых возникла в связи с проведением первого исторического фестиваля в 2018 году, поддержанного президентом.

Справка. В 2018 году на территории исторического памятника, который сохраняет для потомков наследие древней Корсуни, прошел праздничный концерт, ряд вечерних экскурсий и световое мультимедийное шоу.

В 2019 здесь прошел уже полноценный исторический фестиваль, который охватил период более 1500 лет. Участие в нем приняли около 100 реконструкторов со всей России. В рамках фестиваля также прошли зрелищные поединки воинов разных эпох. Главным событием фестиваля стала премьера пьесы «Грифон».

В 2020 году на территории древнего города состоялся Международный фестиваль оперы и балета "Херсонес".

- Эти фестивали показали Херсонес как одно из уникальных мест памяти, где развитие христианства связано с передачей традиции от греческой колонии русской культуре. Во время их проведения оказалось, что многим гостям затруднительно передвигаться по территории, тогда и было решено выполнить временные приспособления, позволяющие пройти не по земле, а по дорожке, присесть на лавочку и смотреть мультимедийное шоу или любоваться пейзажем с обустроенной площадки. Но все эти улучшения надо было сделать так, чтобы на сам объект культурного наследия оказывалось минимальное воздействие, то есть обеспечить его максимальную сохранность.

Проект так откорректирован, а конструктивные моменты так рассчитаны, чтобы специальные «пригрузы» держали все элементы дорожек и площадок на поверхности - они практически не внедряются в почву, не повреждают грунт и каменные дорожки древнего города, тем более не нарушают культурный слой.

Существует ли международный опыт

- Расскажите, пожалуйста, подробнее про ключевой критерий проекта - обратимость, возможность в любой момент демонтировать все, что было установлено.

- Принцип обратимости - это главное условие. Все без исключения приспособления легко могут быть изъяты и демонтированы абсолютно безопасно и безвредно для объекта культурного наследия. Они и рассчитаны на ограниченный срок использования, после чего будут разобраны.

- Это наше ноу-хау или где-то такое за границей уже есть?

- Мне посчастливилось посетить многие объекты, которые взяты под охрану ЮНЕСКО - не только в Европе - и все такие места обязательно обустраиваются специальными приспособлениями для посетителей. Это всегда вызывало у меня особый интерес.

Например, Херсонес можно сравнить с Помпеями - это замечательный археологический памятник, включающий очень сложную сеть каменных улиц с тротуарами. Все они обустроены маленькими металлическими пандусами - очень удобными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями, передвигающимися на колясках, и для детских колясок. Я специально прошла весь маршрут, чтобы убедиться, как умно это сделано и без ущерба для объекта культурного наследия.

Мы здесь не изобретаем чего-то нового, а скорее осваиваем опыт других стран. Мы догоняем их в каком-то смысле.

- Как вы оцениваете команду проекта фонда "Моя история" и общий подход к реализации идеи благоустройства в Херсонесе? Как можно охарактеризовать их профессиональный уровень?

- Мы оцениваем сам проект и результат работы. Я лично с командой не знакома и не берусь судить о разработчиках. Кстати, это предусмотрено законодательством, чтобы у нас не было симпатий и антипатий. Но в процессе разработки проекта мне лично понравилось то, что все многочисленные замечания, направленные на то, чтобы уменьшить любые внедрения, чтобы облегчить нагрузку на грунт, проектировщики слышали и понимали. Они принимали требования, давали варианты, как по-другому можно выполнить конструкции, и в результате мы пришли к гораздо более щадящим проектным решениям. Это очень отрадно. И сегодня я могу сказать, что это хорошая работа, которая полностью отвечает требованиям экспертов и законодательства по охране объектов культурного наследия.

Важно, что документы были рассмотрены и одобрены Министерством Культуры, а они очень ответственно подходят к проектам по памятникам, имеющим не только государственное, но и международное значение: долго рассматривают и предъявляют много замечаний, если что-то их смущает.

- Значит, можно сказать, что реализация проекта соответствует запланированным решениям? Их работа отвечает экспертным требованиям?

- Я думаю, да.

Повредят ли новшества музею и его территории

-Противники благоустройства Херсонеса говорят, что все новшества портят аутентичный вид Херсонеса. Как на ваш взгляд стоит относиться к критике консервативно настроенных горожан по отношению к будущему Херсонеса?

- Они очень себе противоречат: одним хочется, чтобы были девственные грунтовые дорожки и можно было прийти искупаться, других раздражает, что они привыкли к Херсонесу, как к родному «двору», где они играли детьми, или как к своему родному месту, малой родине, а теперь сюда приезжают тысячи туристов и устраивают массовые мероприятия, которые никогда раньше не проводили в этом месте. Но я думаю, что все это недовольство пройдет.

Музей был одной из сторон, которая рассматривала проект и одобрила его. По результатам реализации сотрудники музея подтверждают, что такие покрытия дорожек, например, помогают музею в работе с экскурсионными группами, детскими группами разных возрастов и обеспечивают безопасность посетителей и большую сохранность археологических объектов.

Еще раз подчеркну: мы живем в 21 веке, и поток туристов и посетителей в Херсонесе будет увеличиваться, хотим мы этого или нет. Да и линия государства на туризм внутри страны будет этому способствовать.

Херсонес был и будет одним из важнейших мест притяжения людей. И такие места должны быть заранее готовы к посещению туристами. Это прогнозируемое развитие нашего культурного процесса, и мы должны быть к нему готовы. И дать возможность гостям безопасно пройти по всей территории музея и не навредить - что особенно важно! - и самому памятнику.

-Учитываются ли в экспертизе проекта мнения ЮНЕСКО?

- В соответствии с международным законодательством в ЮНЕСКО направляются проекты по самим памятникам для получения одобрения со стороны специалистов. В данной ситуации проект не затрагивает памятник напрямую. Это не реставрация или консервация объекта, это проект временного приспособления для проведения фестивалей. Вопросы взаимодействия с ЮНЕСКО регулирует Министерство культуры.

-Что лично Вас привлекло в этом проекте? Какие визуальные или технические решения показались новаторскими, интересными, красивыми?

- О красоте и о новаторстве здесь нет и речи! Задача заключалась в том, чтобы как можно менее навязчиво сделать обустройство. Сила проекта и его успех не в том, чтобы были проведены какие-то захватывающие воображение решения. Совсем наоборот!

Все решения проекта должны быть вспомогательными, менее навязчивыми и незаметными, чтобы подчеркнуть и показать красоту и уникальность самого Херсонеса, а приспособления сделать наиболее спокойными, чтобы они не бросались в глаза, были почти незаметными, но обеспечивали людям удобство.

Например, использовались деревянные покрытия и элементы, которые естественно вписываются в ландшафт, создают приятное впечатление, и которые, конечно, на древней земле лучше выглядят, чем металл, стекло или бетон. Большой плюс - правильная подсветка прожекторами с земли, которая не закрывает виды, а только подчеркивает их красоту.

Я думаю, что со временем и жители города, и его гости смогут оценить полезность такого временного благоустройства, которое предотвращает «вытаптывание» археологического памятника и помогает посетителям пройти по музейной территории, отдохнуть, полюбоваться видами, посетить различные мероприятия.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх