Один из самых авторитетных православных иерархов научно и канонически обосновал, что томос для ПЦУ от Варфоломея не имеет силы
Попытка Варфоломея отозвать решение Константинопольского Патриархата 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату противоречит церковным канонам и является не имеющим силы.
Предоставление томоса противоречит религиозным канонам и церковной практике, а главное - повлекло за собой "катастрофическое разделение Украинской Церкви". Кроме того, предоставление томоса является примером новой политики Константинопольского патриархата, претендующего на "первенство без равных", когда Патриарх Константинопольский самопровозглашается Главой Церкви. А таковая претензия Варфоломея подменяет первенство служения первенством власти и подрывает соборность Церкви, противоречит православной догматике, экклесиологии и каноническому праву.
Эти и многие другие актуальные вопросы, касающиеся церковного раскола в Украине, рассматривает в своем труде митрополит Киккский и Тиллирийский Кипрской православной церкви Никифор. Один из самых авторитетных православных иерархов опубликовал научный труд, анализирующий современное состояние украинского православия и пути решения проблемных вопросов согласно религиозным канонам и церковной практике.
"Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам" (Никосия 2020, 233 с.) - книгу игумена обители митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора, опубликовал Центр исследований Киккского монастыря Кипрской православной церкви.
Митрополит Никифор является одним из наиболее уважаемых иерархов Кипрской православной церкви. Митрополит Киккский и Тиллирийский в качестве главной цели своего труда видит сохранение единства мирового православия.
"Единству Православия - в знак признательности и с благоговением посвящается", - таким посвящением начинается книга митрополита Никифора.
Митрополит Никифор особо подчеркнул, что в работе над столь острым для Церкви вопросом руководствовался архиерейской совестью и сознанием долга, а также стремился сохранить беспристрастность исследователя.
"Это простое и смиренное, лишенное честолюбия исследование не видит иной для себя чести, кроме как представить - без умолчаний и тайных умыслов - православным верующим, живущим в тени и сени сокрушительного для Православия раскола, те исходные элементы украинского церковного вопроса, которые им необходимы, чтобы составить себе полное и правильное представление, согласно священно-каноническому Преданию Православной Церкви - и руководствоваться им в своих дальнейших действиях..." - такими словами митрополит Никифор охарактеризовал свой научный труд.
"Его цель - не приукрашивать или драматизировать, но подать правду беспристрастно, т. е. без предрассудков, симпатий или антипатий. Я пишу, по слову божественного апостола, искренно, как от Бога, пред Богом (2 Кор. 2:17). В смиренном усилии раскрыть данный вопрос, насколько это необходимо, мы будем руководствоваться священными канонами Вселенских Соборов, Поместных Соборов, имеющих вселенский авторитет, канонами богоносных Отцов и соответствующей общей и специальной библиографией по данной тематике. А когда понадобится, обратимся и к Слову Божию, сокрытому, подобно сокровищу, в Священном Писании Ветхого и Нового Завета", - так иерарх охарактеризовал научную и каноническую базу своего исследования.
Вместе с тем, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор заранее осознает, что публикация книги может стать опасной для него - например, навлечь гнев сильных мира сего и / или вызвать крайнее раздражение со стороны "националистов и других извратителей истины".
Митрополит Никифор также готов к тому, что его труд может стать причиной пристрастной критики и даже клеветы против него. Вместе с тем, православный пастырь выражает готовность принять угрозы и поношения с мужеством и благодарностью Богу.
Митрополит Киккский и Тиллирийский Кипрской православной церкви твердо уверен, что "триумф зла имеет временную природу".
Основная содержательная часть книги включает в себя следующие главы:
- "К церковной юрисдикции какого Патриархата принадлежит Украина?"
- "Кто обладает правом предоставления автокефалии, и при каких предпосылках?"
- "Имеет или нет Вселенский Патриархат Константинополя каноническое право принимать апелляционные ходатайства вне своих границ?"
- "Разрыв церковного общения между Православными Церквами"
- "Кто является Главой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви"
- "Традиция Расширенного Синода Эндимусы Константинополя"
- "Соборное и иерархическое устроение Православной Кафолической Церкви".
Автор сознательно избегает политизации вопроса и руководствуется одними только историческими и богословско-каноническими аргументами.
Митрополит Киккский и Тиллирийский исследует все ключевые аспекты возможного решения украинского церковного вопроса:
- юрисдикционную принадлежность канонической территории Украины;
- порядок предоставления автокефалии, рассмотрение апелляций в Православной Церкви;
- канонические основания к расторжению евхаристического общения;
- проблему первенства в Церкви и границ полномочий Константинопольского Патриарха.
В своей работе митрополит Никифор к следующим выводам, которые звучат, мягко говоря, нелицеприятно для Вселенского патриарха Варфоломея:
- Украинская Православная Церковь составляет каноническую территорию Московского Патриархата, а попытка Константинопольского Патриархата отозвать свое решение 1686 г. о передаче Киевской митрополии является антиканонической и не имеющей силы;
- предоставление автокефалии представителям украинского раскола противоречит канонам и церковной практике;
- принятие апелляций от изверженных из сана и анафематствованных лиц без их покаяния противоречит канонам; равным образом антиканонической является претензия Константинопольского Патриархата на принятие апелляций из других Поместных Церквей;
- предоставление автокефалии украинскому расколу не "вернуло украинский народ в каноническое русло", как это утверждает Константинопольский Патриарх, а напротив, повлекло за собой "катастрофическое разделение Украинской Церкви и болезненный раскол ее христоименитой полноты", а также угрожает расколом мировому Православию;
- одностороннее предоставление автокефалии пошатнуло авторитет Константинопольского Патриархата как центра координации мирового Православия;
- разрыв евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом со стороны Московского Патриархата обоснован канонически;
- новая претензия Константинополя на "первенство без равных" подменяет первенство служения первенством власти и подрывает соборность Церкви;
- новый догмат о том, будто бы Патриарх Константинопольский является Главой Церкви, противоречит православной догматике, экклесиологии и каноническому праву;
- узурпация власти Патриархом Варфоломеем на канонической территории Украины противоречит духу Критского Собора;
- долг грекоязычных Поместных Церквей - поддержать канонические права Русской Церкви; поддержка решений Константинопольского Патриархата из соображений греческого патриотизма будет проявлением ереси этнофилетизма, осужденной Константинопольским Собором в 1872 г.