Новости и события » Политика » В австралийском журнале рассказали о загадках наскальной живописи Каменной Могилы (фото)

В австралийском журнале рассказали о загадках наскальной живописи Каменной Могилы (фото)

В австралийском журнале рассказали о загадках наскальной живописи Каменной Могилы (фото)

В австралийском журнале Rock Art Research, который является мировым лидером в теме археологии, появилась статья о наскальной живописи Каменной Могилы. Этот заповедник является одной из визитных карточек Мелитополя и привлекает внимание мировых ученных.

Приводим наиболее интересную выдержку из статьи:

- Одно из наиболее информативных и интересных изображений Каменной Могилы находится в локации № 55, так называемом гроте Дракона, открытом Б. Михайловым на северном склоне холма в 1985 году. Тут привлекает внимание огромный эллипсоидальный намыв песчаника (длина 0,57 м, ширина в центре 0,35 м, в основании - 0,54 м). Этот объект неоднократно привлекал внимание отечественных исследователей. Были высказаны разные предположения о его датировании и интерпретации. Первую прорисовку фигуры, занимающей почти все пространство грота, выполнил открывший ее Б. Михайлов. По его мнению, скульптура связана с культом хтонического существа - Вишапа, живущего в пещере священной горы. Однако наши предшественники не могли отобразить объект более-менее точно и подробно, прежде всего, из-за тесноты грота, которая делает невозможной адекватную фотофиксацию. Кроме того, грот практически всегда был заполнен толщей песка, расчистка которого могла повлечь за собой обрушение.

По-видимому, сакрализация образа рыбы в Мезолите сподвигла обитателей близлежащих поселений оформить массив песчаника и превратить его в сома, покрытого зигзагами и другими геометрическими орнаментами. Именно зигзаги сопровождают те объекты Каменной Могилы, о мезолитическом происхождении которых мы можем говорить с полной уверенностью. Огромный сом, созданный в IX-VII тыс. BC принадлежит к широчайшему кругу предметов искусства мезолита и неолита и пребывает в одном контексте с памятниками Центральной Европы, Азербайджана и Сибири. Похоже, что этот образ распространился на север и запад континента с территории Центральной Азии.

Тысячелетия спустя скульптура получила новую жизнь усилиями представителей ямной культурно-исторической общности. Оказавшись неподалеку от Каменной Могилы в Раннем Бронзовом веке (3200-2600 BC), они воплотили свои художественные традиции и символические образы, как на всей территории памятника, так и на изображении сома, прибавив туда стопу и еще несколько зигзагов, сильно отличающихся от символов их предшественников. Возможно, как и люди каменного века, они видели в голове рыбы образ представителя потустороннего мира и дополнили это изображение подходящей семантически пиктограммой.

Стоит ли говорить, что получение этого результата стало возможным только благодаря небывалому стечению обстоятельств? Доступность грота и погодные условия, пересечение отдельных царапин на скульптуре и наличие требуемых методов, объединение мультидисциплинарного подхода и классического археологического исследования и многие другие факторы были обязательными условиями включения уникальной фигуры Вишапа с Каменной Могилы в общеевропейский контекст. Но это - лишь одна из сотен локаций бегло исследованного и только частично опубликованного памятника в украинской степи. Полное и комплексное его исследование и интерпретация еще ждет нас впереди", - идет речь в престижном австралийском издании.

В австралийском журнале рассказали о загадках наскальной живописи Каменной Могилы (фото)

В австралийском журнале рассказали о загадках наскальной живописи Каменной Могилы (фото)

В австралийском журнале рассказали о загадках наскальной живописи Каменной Могилы (фото)


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх