Новости и события » Культура » Почему немецкие музеи любят Явленского

Почему немецкие музеи любят Явленского

Почему немецкие музеи любят Явленского

Художественный музей в Бонне подготовил экспозицию произведений Алексея фон Явленского. Из-за пандемии выставка, конечно, не работает, но увидеть ее все-таки можно.

Выставка картин художника Алексея фон Явленского последний раз проходила на Рейне в 1971 году. Спустя полвека Художественный музей в Бонне (Kunstmuseum Bonn) вновь подготовил выставку произведений одного из известнейших мастеров русского авангарда. В Германии Явленского называют российско-немецким художником. Большую часть жизни он прожил в Европе, но не переставал говорить о своих русских корнях. Поэтому искусствоведы называют его "русским европейцем" или "немецким художником, выходцем из России". Явленский объединил в своем творчестве многое.

80 работ, которые не увидит публика

80 работ, которые из-за пандемии коронавируса и введения в Германии локдауна останутся без публики, были с особой тщательностью отобраны и подготовлены для актуальной выставки. Пять произведений - из коллекции боннского музея. Для Бонна это очень важная выставка, подчеркивает в интервью DW куратор Фолькер Адольфс (Volker Adolphs). Явленский был знаком с немецким художником-экспрессионистом из Бонна Августом Маке (August Macke). Оба художника находились в интенсивном диалоге. Их творчество переплетается.

Как отмечают организаторы выставки, для музея сложно себе представить более трудную ситуацию, ведь выставки устраиваются исключительно для публики. Онлайн-предложения, конечно, могут дополнить, сопровождать, но заменить саму выставку они не в силе. Основу экспозиции составляет коллекция картин из Музея Висбадена, где художник провел свои последние годы и где он в 1941 году ушел из жизни.

Родился Явленский в России в 1864 году в городе Торжок. Классическое художественное образование получил в петербургской Академии художеств, закончив до этого военное училище. Из Санкт-Петербурга Явленский переехал в Мюнхен. В это время баварская столица стала домом для целой плеяды художников - среди них оказались Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Владимир Бехтеев, Александр Зальцман и Моисей Коган.

Онлайн-экскурсия во время пандемии

15 декабря 2020 года в Художественном музее Бонна выставка откроется онлайн-экскурсией, которую проведет ее куратор Фолькер Адольфс (Volker Adolphs). Принять участие можно, зарегистрировавшись по ссылке. После экскурсии онлайн-посетители смогут задать вопросы куратору и обменяться впечатлениями. Следующая онлайн-экскурсия запланирована на конец января 2021 года.

Экспозиция в Бонне неслучайно получила название "Алексей фон Явленский: портрет, пейзаж, натюрморт". В Санкт-Петербурге молодой художник начинал с с классики, но с 1902 - 1903 годов происходит его полный разрыв с академической традицией. На пути к собственной живописной манере художник уже тогда четко определил круг своих приоритетов: портреты, натюрморты, пейзажи. Этот круг сохранился в общих чертах до начала 1920-х прошлого века. А еще художник был убежден, что научить живописи невозможно, поэтому он всегда отказывался от предложений выступать с лекциями и преподавать в вузах. Куратор выставки Фолькер Адольфс в интервью DW подчеркивает, что произведения представлены в хронологическом порядке - с 1901 до 1938 года, когда художник написал свою последнюю картину.

Особенная серия

Первая мировая война заставила Явленского покинуть Германию и переехать в Швейцарию. По возвращении в Германию художник почувствовал первые признаки тяжелейшего заболевания. С 1929 года у него парализовало руки и коленные суставы. Именно в этот тяжелый период появляется серия "Медитации", о которой куратор Фолькер Адольфс рассказывает в интервью на странице боннского музея с особой любовью. Это - вершина всего творчества Алексея Явленского. Человеческое лицо - объект пристального внимания художника - достигает крайней степени абстракции, являясь одновременно изображением и лица, и лика божьего, объясняет куратор. Чтобы работать вопреки прогрессирующей болезни, Явленскому приходилось привязывать кисть к неподвижным рукам. Он держал ее обеими руками. Это была единственная возможность для него продолжать работать.

Куратор выставки в Бонне вспоминает слова цитаты художника: "Я рисую сквозь слезы, испытывая физические страдания, но я рисую для своего бога". Он рисовал и обращался в своих произведениях к богу. За последние три года своего творчества художник смог написать более 1600 "Медитаций". Произведений Явленского в Германии много, как и поклонников его творчества. Последние годы жизни пришлись на период национал-социализма. Явленский, как и многие другие представители модернизма, оказался под гнетом борьбы национал-социалистов против "дегенеративного искусства".

В настоящее время особую ценность представляет игра цвета в произведениях художника, их глубина. "В это темное время картины Явленского дают возможность почерпнуть силу", - уверен куратор Фолькер Адольфс. Для него и его музея наступил трудный период, но он надеется, что публика еще придет на выставку. Время работы экспозиции было специально продлено - до 16 мая 2021 года.

Почему немецкие музеи любят Явленского

Почему немецкие музеи любят Явленского

Почему немецкие музеи любят Явленского

Германия


Сучасні та економічні методи зведення будівель

Сучасні та економічні методи зведення будівель

У сучасному будівництві швидкість, економічність та універсальність є ключовими факторами при виборі технологій і матеріалів. Швидкомонтовані сталеві будівлі повністю відповідають цим вимогам, завдяки чому вони набувають великої популярності у різних сферах...

сегодня 10:39

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх