Van Cleef & Arpels проведут в Киеве уникальную ювелирную выставку
3 феврале в киевском Национальном художественном музее начнет работу выставка Art of Clip («Искусство броши») ювелирного Дома Van Cleef & Arpels. Более восьмидесяти антикварных брошей и украшений с застежками-клипсами, созданных с начала ХХ века прибудут из частной коллекции Van Cleef & Arpels. Ретроспектива Дома, собранная в изящных, но сложных украшениях, это блестящая история ювелирного искусства прошлого столетия, а также полновесная карта направлений, в которых работали мастера Дома: ар-деко, абстракционизм, ориентализм, оптическое искусство. Уникальные предметы ювелирного искусства, которыми жили мастера Дома и которые затем появлялись в лучших частных коллекциях мира можно будет увидеть своими глазами.
Именно броши демонстрируют секреты мастерства, разнообразные ювелирные техники таких разных декад прошлого века, а также источники вдохновения. Например, в начале 1920-х годов Европа была под впечатлением после сенсационного открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году. Это событие породило настоящий бум египтомании, а камни из сокровищ индийских махараджей стали новыми звездами ювелирных изделий Van Cleef & Arpels. И уже в 1924 году появилась первая брошь в египетском стиле из платины, декорированная изумрудами, рубинами, горным хрусталем, ониксом и бриллиантами. После роскошной премьеры у Van Cleef & Arpels появились и другие украшения с "египетским" характером, которые сейчас ценят и за которыми охотятся коллекционеры. Лотосы, скарабеи, иероглифы, сфинксы и даже сцены ритуалов и торжеств органично вплелись в творчество Дома.
В 1930-е годы главным источником вдохновения в ювелирном искусстве стал мир Высокой моды. Характерные броши того времени имели форму стилизованных лент, разнообразных завитков, закрученных орнаментов, вееров и бантов, которыми так любили украшать свои туалеты французские аристократы. Полностью усыпаны бриллиантами и подчеркнутые насыщенными оттенками натуральных рубинов и сапфиров, броши 1930-х годов производили поистине магическое впечатление. А благодаря использованию платины, украшения были сравнительно легкими, что давало возможность дамам носить их даже на нарядах из самых тонких и нежных тканей. Кроме того в 1933 году был зарегистрирован патент на технику закрепки под названием "Невидимая оправа", которая позволяла практически полностью скрыть металлическую основу, при этом выгодно представляя цветные драгоценные камни. На сегодняшний день без этого новшества невозможно представить себе коллекции и характерный стиль Van Cleef & Arpels. Секрет этой техники заключается в индивидуальной закрепке каждого камня на специальных направляющих из золота. Чаще всего этот вид оправы мастера Дома используют для закрепки цветных драгоценных камней, таких как рубины, изумруды и сапфиры.
В 1938 году мастера Дома создали еще одно инновационное украшение Passe-Partout. Основу его дизайна составила система металлических направляющих, которые скрыты декоративными элементами в виде цветов. Конструкция позволяет с легкостью трансформировать украшение, продевая трубчатую золотую цепь через эти крепления, и носить его как колье с декоративным узлом, короткое колье-чокер, длинное вечернее колье, браслет или пояс. Пару цветов, инкрустированных рубинами, сапфирами и бриллиантами можно носить отдельно в виде брошей.
Чуть позднее в сороковые годы появляются женственные броши в виде фигурок балерин и фей. Для клиентов Дома в послевоенное время они становятся непревзойденными символами счастья и беззаботности. В начале пятидесятых знаковыми стали броши с флористическими мотивами. Днем дамы носили их отдельно, а вечером же надевали с целыми каскадами бриллиантов. Особенно популярны были броши-букеты Fern с сапфирами и рубинами. После Второй мировой войны и на протяжении всего десятилетия в высшем обществе стали популярны коктейльные мероприятия, которые сменялись гала-ужинами и роскошными балами. Вот уж поистине это были золотые времена, чтобы продемонстрировать все свои украшения.
В 1954 году Дом Van Cleef & Arpels выпустил коллекцию, похожую на необычный бестиарий: фигурки забавных, игривых животных. В оригинальную коллекцию вошли броши с изображением белок, слонов, уток, жирафов, черепах, птиц, тигров, львов. Милые звери были изготовлены из золота и украшены прекрасными драгоценными и цветными ювелирными камнями: кораллом, бирюзой, агатом, ониксом, лазуритом, аметистом и перламутром.
Дизайн брошей, появившихся в семидесятые, большей частью был вдохновлен культурой Индии, куда Клод Арпельс отправился «на охоту за сокровищами» с целью найти исключительные камни и встретиться с махараджами. Там он лично познакомился с махараджей Ревы и приобрел украшения из его сокровищницы, чтобы использовать их в своих современных творениях. Ну, а самым эффектным творением этого десятилетия стало "бабушкино колье". Так в шутку назвал свой подарок Ричард Бертон, который он преподнес Элизабет Тейлор в честь рождения ее первого внука. Роскошное колье Barquerolles Lion сейчас также находится в частной коллекции Van Cleef & Arpels и его частью является брошь в виде львиной головы с глазами-изумрудами.
Еще один подарок, который команда Van Cleef & Arpels сделала для всех увлеченных ювелирным искусством - серия лекций от преподавателей школы высокого ювелирного искусства L`Ecole, которая работает в Париже с 2012 года. В рамках киевской выставки Art of Clip преподаватели L`Ecole прочитают он-лайн курс лекций об истории брошей, драгоценных камнях, техниках Высокого ювелирного искусства. Это настоящая премьера, так как эта сессия лекций будет представлена впервые в Киеве. Уникальные материалы можно будет получить на сайте L`Ecole, именно там будет размещена страница с регистрацией на ZOOM-конференцию.
Выставка будет работать до 28 февраля 2021 года.