Любителям искусства. Самые необычные выставки 2021 года
В 2021 году должны пройти сотни выставок по всему миру, но есть среди них те, которые привлекают внимание любопытной темой, необычным содержанием или новаторской интерпретацией экспозиционных практик.
Патриция Пиччинини. Инструменты жизни
Арт-центр Kai, Таллинн, Эстония До 25 апреля
Поразительно реалистичные причудливые полулюди-полуживотные, которых создает австралийская художница Патриция Пиччинини, пять лет назад стали хитом в Бразилии, и ее выставка в Рио-де-Жанейро даже возглавила список самых посещаемых выставок современного искусства The Art Newspaper за 2016 год. Новая экспозиция художницы, открывшаяся в Таллинне, объединила работы, созданные в последние два десятилетия - от «Большой матери» (2005) до человекообразной черепахи с футуристичным панцирем, носящей название «Уборщик» (2019). На производство каждой из гиперреалистичных скульптур с использованием силикона, стеклопластика и натуральных человеческих волос уходит около года. Художница надеется, что ее сверхъестественные создания заставят человечество задуматься о том, куда нас толкают генетические модификации и биотехнологии. «Я надеюсь, что эта выставка даст повод для множества интересных дискуссий и впечатлений», - говорится в ее пресс-релизе.
Мимолетное. Запахи в цвете
Маурицхейс, Гаага, Нидерланды 11 февраля - 6 июня
Вам когда-нибудь случалось задуматься о том, как на самом деле пахнут натюрморты? Или, например, о том, не стоял ли в этом очаровательном пасторальном пейзаже густой запах навоза? Маурицхейс собирается оживить картины нидерландских художников XVII века при помощи специальных ароматических диспенсеров на новой выставке «Мимолетное. Запахи в цвете». Причем запахи будут самые разные - от «ни с чем не сравнимой вони» амстердамских каналов с таких полотен, как «Вид на Аудезейдс-Ворбюргвал с Аудекерк в Амстердаме» (около 1670) Питера ван дер Хейдена, до аромата цветов и переспелых фруктов с «Натюрморта с цветами и фруктами» (1670) Абрахама Миньона.
Благодаря развитию торговых путей Европу в XVII столетии наводнили экзотические запахи из самых разных уголков света. Из Азии импортировались перец, гвоздика, корица и мускатный орех, из Америки - набиравший популярность табак. Картины вроде «Бакалейной лавки» (1717) Виллема ван Мириса изображают этот ассортимент и предлагают зрителям представить себе, что они находятся в переполненной ароматами лавке. Неприятные запахи - например, те, что источает труп, препарируемый на «Уроке анатомии доктора ван дер Мера» (1617) Михиля и Питера ван Миревельтов, - часто скрывали при помощи наполненных духами «помандеров» (в экспозицию войдут и образцы этих изящных серебряных предметов).
Тем временем в Германии Кунстхалле Бремена собирается провести выставку, посвященную историческим изображениям запахов. В числе прочих произведений в нее войдут гравюра XVIII века Ричарда Ирлома, изображающая рыбный рынок с голодным морским львом, замысловатые натюрморты Барбары Регины Дицш (1706-1783), а также ольфакторная инсталляция современного колумбийского художника Освальдо Масии. Выставка «Обонять глазами. Изображения запахов со времен Ренессанса» (8 мая - 15 августа) пройдет в рамках проекта «Почувствуй запах! Аромат искусства», в котором участвует несколько музеев Бремена.
Столы власти. История престижных трапез
Лувр в Лансе, Ланс, Франция 31 марта - 26 июля
Посетителей весенней выставки Лувра в Лансе «Столы власти» ждет рассказ о 5 тыс. лет из истории трапезы, которая зачастую служила, как отмечают в музее, «удобным случаем для демонстрации власти, иерархии и искусства протокола». В экспозицию войдет почти 400 объектов - от роскошных столовых приборов и настольных украшений до картин и скульптур, изображающих пышные пиры, в том числе древнеегипетский ритон в форме льва, древнегреческие сосуды с изображением изобильных трапез, блюдо эпохи Возрождения, сделанное из раковины наутилуса и позолоченного серебра. В числе экспонатов также месопотамский известняковый барельеф со сценой трапезы в присутствии музыканта, играющего на арфе рядом с козой и коровой (которых, возможно, скоро съедят), фотография британского короля Эдуарда VII на банкете в Елисейском дворце в 1905 году, меню приема во время визита президента США Джорджа Буша-младшего в Париж в 2008 году. Богатая пища для размышлений и настоящее визуальное пиршество.
Автомания
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США 4 июля 2021 - 2 января 2022
Летняя выставка нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) посвящена изобретению, которое, кажется, неразрывно связано с самой идеей Америки. Этот символ свободы и развитого капитализма завоевал страну в ХХ веке, когда США стали во главе автомобильного бума благодаря Ford Model T, первой машине в массовом производстве, и сделали автомобиль символом успеха в популярной культуре (Китай, численность населения которого больше американского на целый миллиард, обогнал США и стал крупнейшим в мире покупателем машин лишь в 2009 году). «Автомания» расскажет о влиянии автомобилей не только на пейзаж Америки, ее малые и большие города, но и на душу страны. На выставке будут представлены детали автомобилей, их модели и пять машин в скульптурном саду MoMA, в том числе лупоглазый седан Citro?n DS 23 (выпускался в 1955-1975 годах), недавно приобретенный музеем. В экспозицию войдут разнообразнейшие произведения искусства - от «Автомобилиста» (1898) Анри Тулуз-Лотрека и яркой литографии дизайнера Люсьена Бернхарда до фотографий автомобильных фабрик, сделанных Маргарет Бурк-Уайт в 1930-е годы, а также шелкографии Энди Уорхола «Оранжевая автокатастрофа четырнадцать раз» (1963).
Мисс Клара и знаменитые звери в искусстве. 1500-1860
Институт изящных искусств Барбера, Бирмингем, Великобритания 12 ноября 2021 - 27 февраля 2022
Индийская красавица Мисс Клара прибыла в Роттердам в 1741 году и совершила турне по Европе, вызывая восхищение королей, королев и простого народа - в ее честь даже назвали корабль Военно-морских сил Франции. У нее была очень толстая кожа, что необходимо, если вы постоянно в центре внимания. А все потому, что Мисс Клара была носорогом. Организаторы небольшой выставки в Институте изящных искусств Барбера в Бирмингеме использовали приписываемую Петеру Антону фон Вершафельту бронзовую скульптуру «Носорог по имени Мисс Клара» (1738-1758) из собственной коллекции музея, чтобы поговорить о носорогах, слонах и бегемотах, чья слава гремела по всей Европе в XVI-XIX веках. Среди других толстокожих звезд экспозиции - бегемот Обайша в виде скульптуры, сделанной вскоре после того, как в 1849 году животное прибыло в Лондон в качестве подарка королеве Виктории, и слоны, в том числе слониха Ханскен, которую зарисовал Рембрандт, и слон Ханно, подаренный королем Португалии Мануэлом I папе Льву X. Это было уже не первое крупное экзотическое животное Мануэла: он также получил из Индии самого узнаваемого во всей истории искусства носорога, изображенного на гравюре Альбрехта Дюрера (1515). Широко известно, что Дюрер не видел его собственными глазами и создал гравюру, опираясь на рисунки и описание. Мануэл I отправил в подарок Льву X и носорога, но гигант утонул вместе с кораблем во время шторма.