Война за двор и покой: «Чарли», ты не прав!
Жильцы дома №6 по улице Яворницкого в Днепропетровске восстали против ресторанов, которые занимают первый этаж здания. Вялотекущая война жильцов и рестораторов длится более десяти лет, и вот теперь – очередное обострение конфликта. Поводом стала новая «метастаза» одного из заведений общественного питания - уродливая пристройка к дому, который, между прочим, имеет статус культурно-исторического памятника местного значения. Но скажите, кого этот статус останавливал?
Здание-памятник серое, пятиэтажное, довольно невзрачное. Его фасад сразу не разглядишь – так плотно его облепили выносные крытые террасы ресторанов и кафе. Фасад выше нарядных крыш ресторанов покрыт трещинами, со стороны двора изуродован кабелями, вытяжными трубами, на кирпичной вентиляционной газовой трубе - целый букет телевизионных тарелок. Вот тебе и памятник!
Построен дом в начале тридцатых годов известным архитектором-конструктивистом В. Самодрыгой для общества бывших политкаторжан. У здания даже есть официальное название «Дом памяти 1905 года». Политкаторжане жили коммуной: в доме были свои столовая прачечная и даже свой маленький дом культуры. Потомки политкаторжан гордятся историей, чтут традиции сплоченных предков. И проводят параллели: ведь сегодня их жизнь так напоминает каторгу.
«Приходишь вечером домой с работы, и начинается наша каторга,- говорит жительница дома Ирина Кривовязюк, – шум, вибрация, запахи еды. Перекрытия дома деревянные, звукоизоляция слабая. И до полуночи мы вынуждены слушать музыку, крики пьяных компаний. А утро начинается очень рано – со стороны двора начинается поставка продуктов в заведения. Мусор, крики, в общем, в своем доме мы уже много лет не знаем покоя».
«Постоянно забивается канализация, поймите, коммуникации дома не рассчитаны на нагрузку общепитом», - вторит Ирине Павловне местная активистка Ольга Домбинская. – «Самое удручающее в этой ситуации – равнодушие местных властей, начиная от управления по охране памятников, кончая архитектурной инспекцией». «Смотрите, вот «Музыкальная шкатулка», - экскурсию двором проводит Марина Новицкая, - это летняя веранда ресторана, на которой по вечерам гремит музыка, расстояние до окон жильцов – буквально пара метров. Ну как в таких условиях можно отдыхать?» «Дворовую территорию превратили в склад, подсобку ресторанов. Со стороны улицы идет масштабная реконструкция крытой веранды. И так раз в два года», - утверждает Ольга Домбинская.
За годы осады переписка жильцов дома-памятника и местных властей составила не один увесистый том, но решение проблемы взаимоотношений с шумными соседями не сдвинулось с места. Чего добились жильцы за годы конфликта? В конце 2014 года Днепропетровский городской совет предоставил рестораторам аренду земли под зданием и два куска придомовой территории. Не было никаких общественных слушаний, нас никто не спросил – утверждают жильцы.
А между тем ползучая интервенция ресторанного бизнеса продолжилась в этом году. Рестораторы собрали собрание жильцов и сообщили, что со стороны двора они хотят прилепить к дому очередную пристройку. И, несмотря на сопротивление жильцов, сняли асфальт, обнажили фундамент и пристроили к дому-памятнику новуюкоробочку. Начало строительства послушно зарегистрировала Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ), ссылаясь на уведомительный принцип строительства таких объектов, прописанный в нынешнем законодательстве.
Очередные письма жильцов полетели в областной департамент ГАСИ, городское ГлавАпу, мэру Днепропетровска, прокуратуру и полицию Жовтневого района.
Эта переписка – своего рода тоже памятник – незащищенности жителей от строительного произвола. Почему только после регистрации начала строительных работ и фактически по окончании строительства Департамент главной архитектурно-строительной инспекции в Днепропетровской области начинает выяснять у Главного архитектурно-планировочного управления Днепропетровского горсовета, а действительно ли земля в аренде и какие по ней строительные ограничения? Почему это не было проверено перед регистрацией декларации? Ларчик просто открывается! Никакого смысла заниматься проверками нет! Все равно ответственность за полноту и правильность предоставленных данных несет заказчик строительства, и ГАСИ тут вроде бы не причем. Так зачем напрягаться? Почему так легко сорвать государственную(!) инспекционную проверку? Нет владельца ресторанов на момент визита инспекторов? А на нет и суда нет!
Впрочем, ГАСИ – это единственная структура, которая хотя бы оперативно отвечает на письма жильцов и делает запросы в полицию, ГлавАпу и т. д., поддерживает круговорот писем в природе. Это государственная структура, а местная городская власть на письма жильцов пока никак не отреагировала.
Жильцы еще надеются победить в этой неравной борьбе. Новый закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах» прямо указывает на то, что дом и придомовая территория принадлежат всем собственникам дома. Сейчас жильцы создают ОСМД и первым делом постараются в суде доказать свое право на землю. А затем законной силой, данной им простым большинством квадратных метров, попытаются загнать зарвавшихся рестораторов в разумные рамки совместного проживания.
Смогут ли «каторжане» получить придомовую территорию в собственность, если создадут ОСМД? Этот вопрос мы задали заместителю председателя Национального совета по вопросам ОСМД при КМУ Екатерине Чижик. Вот что она ответила: «Сегодня в Днепропетровске можно на пальцах одной руки пересчитать дома, которые смогли получить право собственности на землю. Люди добились своего права в судах. Верховная Рада до сих пор не может внести изменения в Земельный кодекс Украины, и это является препятствием для принятия процедуры передачи земли ОСМД. Когда Верховная Рада примет изменения в законодательство, будет утверждена процедура передачи. Землю можно будет взять в аренду, длительное пользование или собственность. В отличие от Львова или того же Кривого Рога, Днепропетровские власти никогда не отличались стремлением отдать землю ОСМД; будем надеяться, что в ближайшее время вопрос решится. Но, предупреждаю, процедура будет недешевой – от 20 до 50 тысяч гривен. Не каждый дом такую сумму потянет. Успеет ли Верховная Рада до 1 июля, когда должен заработать закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах»? Время еще есть, я надеюсь на лучшее».
Наша справка: Собственник ресторана «Чарли» и кафе «Да Винчи» ООО «Риэл – сервис» ( код ЄДПРОУ 36053701). Фирма занимается продажей и покупкой недвижимости, а также сдачей ее в аренду. На днях фирма сменила руководителя. С 1 марта 2016 года директор ООО «Риэл-сервис» Ирина Каджаия, личность непубличная, по крайней мере, сведений в открытом доступе о ней нет. Владелец фирмы - днепропетровский бизнесмен Дмитрий Николаев – сын расстрелянного 12 лет назад на утренней пробежке угольного трейдера и владельца ресторана «Чарли» Евгения Николаева. Это убийство, по сообщениям СМИ, до сих пор не раскрыто.
Екатерина Иванченко