Широко закрытые двери: Матильда Фавье - об искусстве жить по-французски
Директор по связям с общественностью Дома Dior Матильда Фавье культивирует высокое искусство жить по-французски.
Ее портретов - десятки. Добавить еще один - значит отдалиться от всего уже рассказанного и написанного, более или менее проверенного и даже приправленного анекдотами для забавы. Когда встречаешься с Матильдой, возникает желание дополнить этот портрет рассказом о семье, об особенном женском царстве. Она средняя из трех сестер. Старшая - Виктуар де Кастеллан, младшая - Полин Энин. Виктуар стала дизайнером ювелирных украшений, а Полин страстно увлечена l’art de vivre. Один-единственный разговор с Матильдой пробуждает желание узнать о ней все. Утонченно сложенная, уверенно шествующая по кварталу Мюэтт, она напоминает героиню Модиано. Или кинематографического персонажа: тонкую тень в фильме Трюффо, тайную - у Годара. Дойдем ли мы до Бунюэля? Выразительные смеющиеся глаза, стрижка а-ля Джин Сиберг, беспечный или настороженный образ в зависимости от момента - Матильда наверняка понравилась бы Кристиану Диору. И это прекрасно, ведь она работает у Dior. А new look никогда не диктовал total look, и это тоже совпадает: ее уютный дом наполнен эклектикой - с чертами стиля принцессы Матильды и духом Второго ампира. Сегодня, как никогда раньше, полнота жизни зависит от умения привнести в нее множество разных деталей и вещей, объединив их в единое целое: можно любить ковры с диким буйством лиловых оттенков из палитры Джуди Чикаго и при этом сопровождать сына в Harrow School, этот аристократический храм британского образования. Настоящая элегантность не в том, чтобы собирать козыри, а в умении ценить свою удачу. Квартира Матильды - это модный коктейль из ее юности, по которому можно догадаться о личных победах, подарках, внимании, может быть, даже о головокружении от счастья. И о громких именах: Карл, Аззедин, а еще Жиль Дюфур - дядя, доброжелательный и веселый, управлявший ателье Дома CHANEL. Общение с такими невероятными людьми в юности защищает от снобизма во взрослом возрасте.
На показах Dior Матильда непроизвольно выделяется. Если она занята встречей гостей - никогда не перестает улыбаться, подает знаки, подмигивает, посылает воздушные поцелуи. Затем исчезает, словно растворяется в толпе - а потом внезапно возникает вновь. Звезд в зале все больше, вспышки фотокамер все чаще - это собирается первый ряд. Скоро погасят свет и начнется зрелище. Во время шоу Матильда часто сидит в сторонке. Этому можно не придавать значения, но именно эта деталь подчеркивает безупречное воспитание и хорошие манеры, а не вздорное злоупотребление положением, свойственное нашему пресыщенному времени. Сегодня так недостает хороших манер в истинном смысле этого слова. Когда Матильда жила в Нью-Йорке в конце 1990-х, еще были в чести все нюансы легкости. Ее квартира в Верхнем Ист-Сайде, декорированная Жаком Гранжем, была великолепна, ужины проходили в Метрополитен-музее или в не менее знаменитом Frick Collection, выходные - на свежем воздухе в Хэмптоне или в более экзотических местах.
Любящая хохотать и развлекаться, ведущая активную социальную жизнь, - можно только представить, как Матильда, тогда еще совсем юная, попала в цель. Она могла бы стать всего лишь парижанкой, сошедшей с трапа «Конкорда», ведь в ней видели в первую очередь европейку. Но внимательный читатель заметит культурный диссонанс в стиле романов Эдит Уортон или Генри Джеймса, когда Старая Европа пугала Молодую Америку своей дерзостью, свежестью, жаждой жизни и свободолюбием. Есть слово, которое идеально ей подходит, - итальянское sprezzatura, воспевающее искусство непринужденности и легкости во всем, проницательной естественности, элегантности. Высшее качество, согласно книге «Придворный» Бальдассаре Кастильоне, написанной в XVI веке. Слово, которое сразу же сметает другое клише - искусство гостеприимства. Накрыть изысканный стол, знать, как выбрать идеальное блюдо, идеальное вино, - это никогда не должно быть ни самоцелью, ни подвигом, и именно так происходит у Матильды. Она принимает людей, которых любит, она объединяет людей, которые полюбят друг друга. И фотография, размещенная в Instagram, - своего рода приманка: можно сказать многое и при этом сохранить секрет. Маленькие радости Матильды хранятся в особым образом расставленных сервантах, грудах расписных тарелок, стопках старинной глиняной посуды, вереницах величественных графинов, а поодаль - в шкафах, переполненных столовым текстилем с вышивкой и принтами. Это больше не гостиная, это сад, это больше не кухня, это щедрый огород. Это Алиса в Стране чудес, которая пьет чай с Белым Кроликом - и он, как по волшебству, перестанет бояться опоздать, а огромные часы в комнате умиротворят его. Со времен эрудита Марио Праца известно, насколько сильно интерьер и декор отражают психологию его создателей и заказчиков.
Сегодняшним декораторам следует прочитать и перечитать его La casa della vita или «Философию интерьера». Когда прогуливаешься по дому Матильды, кажется, что слышишь биение ее сердца: вот встречи ее жизни и счастливые судьбоносные события, вот дни, проведенные на блошином рынке с матерью, которую она обожала, и «охота за вещами, с которыми потом не знаешь, что делать». Викторианская подушка эксцентричного декоратора Мадлен Кастен; неоклассическая строгость, смягченная изяществом фарфора; живая связь между предметами, которой учил дизайнер Жак Гранж; тома «Дома с хорошим вкусом» Элси де Вульф; столовая, декорированная каламкари, индийским деликатно расписанным текстилем; гостиная - дань уважения иконе стиля Ли Радзивилл и Ренцо Монжардино, создавшему интерьер для Ли; скульптуры животных Клода Лаланна и, где-то еще, - ускользающая, неуловимая женщина в стиле Вюйяра или Кер-Ксавье Русселя, платье в полоску кисти Александра Ленуара. Портрет Матильды - как реквизит в стиле Жака Превера. Или портрет в стиле Превера? «Как нарисовать птицу...»