Неисправимый романтик Быков и его социальное кино как попытка изменить мир
Пожалуй, это самый необычный и противоречивый режиссер в современном российском кинематографе. Многие считают его последователем Балабанова, хотя он сам скромно уходит от этого сравнения, считая Балабанова «сакральной личностью».
Так кто же такой Юрий Быков - непризнанный гений или так и не повзрослевший мальчишка, столкнувшийся с суровой действительностью? Newsmir.info попробовала разобраться в этом вопросе.
Юрий Быков искренне верит, что через свои фильмы сможет изменить мир
Детство в промзоне и вечная ругань за стеной
Быков вырос в промышленном городке, который обслуживал Рязанскую ГРЭС. Привычная картинка его детства - это бескрайняя степь, панельные пятиэтажки и дымящаяся труба электростанции. Эти образы настолько врезались в память режиссера, что стали визитной карточкой его фильмов.
Пейзажи промзоны стали визитной карточкой многих фильмов Быкова Любимым занятием парня было бродить по пустырям и заброшенным окрестностям города, записывая в тетрадку свои наблюдения. Пока его сверстники пили пиво, дрались за гаражами и таскали «железо» в качалках, Юрий писал стихи, сочинял музыку и размышлял о социальной несправедливости, с которой сталкивался буквально на каждом шагу. Довольные сытые чиновники на роскошных иномарках пролетали мимо работяг, бредущих на смену, обдавая их облаками пыли. Из окон дорогих ресторанов звучали звон бокалов, музыка и женский смех, а в бараке у Быкова пахло кислыми щами и жареным салом, по вечерам соседи устраивали пьяные драки, из-за дверей доносились ругань и детский плач.
Кино как способ отражения действительности
В отличие от многих благополучных людей, вырвавшихся из серости и нищеты и постаравшихся поскорее забыть свое унылое прошлое, Быков не вычеркнул из памяти детские ощущения. Ему и сейчас непонятно, почему люди, живущие в комфорте и безопасности, не стремятся изменить мир вокруг себя, сделав его лучше и добрее. Ведь тогда не придется видеть вокруг грязь, убожество и бедность, постоянно сталкиваться с хамством и озлобленностью, переживать за свое имущество и безопасность.
Юрий Быков. Кадр из фильма «Сторож» Эту мысль он пытается донести до общества своими фильмами, которые многие ошибочно считают «чернушными». А ведь это правдивое и неприкрытое отражение современной российской действительности, которую сильные мира сего просто стараются не замечать. Из-за этого у режиссера часто случаются конфликты с продюсерами, которые в первую очередь заинтересованы в коммерческом успехе своего проекта. А если Быкову и удается отстоять свою точку зрения, то такие фильмы чаще всего проваливаются в прокате.
В своих фильмах Юрий Быков показывает жизнь простых людей. Кадр из фильма «Дурак»
Сам себе композитор
Режиссер сам пишет музыку для своих картин: его драматичные мелодии удивительным образом усиливают атмосферу фильмов, придавая им еще больше остроты и напряжения. Его саундтреки не раз были отмечены престижными наградами международных фестивалей, что по признанию самого Быкова, имеет для него особое значение.
Юрий Быков в гостях у Дудя
Громкие слова вечного мальчишки
На неудачи режиссер тоже реагирует как мальчишка - он впадает в депрессию, начинает копаться в себе и даже заявляет об уходе из профессии. Но каждый раз находит в себе силы идти к своей цели изменить общество, а в идеальном варианте - спасти мир.
Сериал «Метод». Трейлер. Режиссер Юрий Быков Чтобы заработать деньги на авторские проекты, режиссер снимает коммерческие сериалы, каждый раз испытывая душевные муки по этому поводу. В отличие от большинства коллег по цеху, финансовое благополучие для него не самоцель, а лишь способ реализации своих творческих идей. Быков ведет достаточно аскетичный образ жизни, модным заведениям предпочитает простые закусочные, а также терпеть не может пафосных светских мероприятий.