Отказы от поцелуев и расписка от Рязанова: 7 удивительных историй из жизни Олега Басилашвили
Несмотря на немалое количество ролей негодяев в его кинобиографии, зрители с нежностью и любовью относятся к этому актеру, ставшему настоящей легендой отечественного кинематографа. Если в титрах фильма значится фамилия Басилашвили, можно не сомневаться - картина стоит внимания, ведь актер много лет держит высокую планку, отсеивая сомнительные проекты.
Мы в редакции Newsmir.info предлагает читателям семь историй из жизни Олега Басилашвили - актера, ставшего символом утонченности и интеллигентности в советском и российском кино.
Олег Басилашвили символизирует целую эпоху отечественного кинематографа
Любовь к театру и желание уйти из профессии
Олег Басилашвили родился в Москве в 1934 году и как все дети войны испытал на себе тяготы эвакуации, голода и горечь потерь близких - его сводный брат Жора пропал без вести.
Попав однажды в театр на постановку «Синей птицы», совсем юный Олег осознал, что мечтает стать частью этого дивного мира. Его отец был категорически против того, чтобы сын стал актером, и Олег Валерианович всю жизнь подсознательно старался доказать, что тот был неправ. И, надо отметить, что позднее отец признал это, побывав на одном из спектаклей сына.
Татьяна Доронина и Олег Басилашвили Кстати, первая роль сама нашла Олега Басилашвили. В пятилетнем возрасте он мелькнул в эпизоде фильма «Подкидыш». Мальчик вместе с мамой гулял в центре Москвы, и его попросили проехать на велосипеде перед камерой.
Поступив с первого раза в Школу-студию МХАТа, Басилашвили попал на курс вместе с будущими звездами кино - Татьяной Дорониной, Евгением Евстигнеевым, Михаилом Козаковым.
После выпускного он и Доронина, успевшие пожениться на третьем курсе, отправились по распределению в Сталинградский театр. Басилашвили был настолько возмущен решением комиссии, что задумался об уходе из профессии, о которой так мечтал. Артист был готов уйти в лесники, ведь в репертуаре театра для столичных специалистов не находилось ролей. Спустя некоторое время пара перебралась в Ленинград, где жили родители Дорониной.
Амплуа негодяя
Так получилось, что режиссеры видели в Басилашвили идеальную кандидатуру для негодяев и мерзавцев. При этом сам артист обожал неоднозначные роли и постоянно добавлял своим героям обаяния и утонченности, чем запутывал зрителя, начинавшего симпатизировать негативным персонажам.
кадр из к/ф «Вечный зов» Благодаря актеру зритель жалеет Лохновского из «Вечного зова», который не принимает бунт заговорщиков, оставаясь верным присяге. Сочувствие вызывает и Бузыкин из «Осеннего марафона», который разрывается между любовью и долгом, не желая никого обидеть. И даже отъявленный подлец Мерзляев в картине «О бедном гусаре замолвите слово» имеет право на понимание за веру в собственную правоту.
Расписка от Рязанова
На премьере «Бедного гусара», которая состоялась в Доме кино, Басилашвили сидел рядом с режиссером картины Эльдаром Рязановым. Тот, переполненный чувствами, не переставал хвалить актера. И тогда Басилашвили то ли в шутку, то ли всерьез, предложил Рязанову написать расписку, в которой тот обязуется снимать актера в каждом своем фильме. Режиссер долго не раздумывал, взял лист бумаги и составил обязательство, которое Басилашвили бережно сохранил.
Эльдар Рязанов, Андрей Мягков и Олег Басилашвили на съемках к/ф «Служебный роман» Впрочем, существует еще один вариант этой истории: Рязанов увидел игру Басилашвили в театре и подошел к нему после спектакля. Режиссер шутливо поинтересовался: «Не понимаю, почему до сих пор вы у меня еще не снимались», на что актер ответил, что тоже не понимает такого упущения. После этого и появилась знаменитая расписка. Как бы там ни было, но Басилашвили снялся в пяти картинах знаменитого режиссера.
Марафон, который мог бы не случиться
Роль в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон» стала одной из любимых у актера. Картина давно заняла свое место в Золотой коллекции отечественного кинематографа во многом благодаря великолепно сыгранной роли главного героя.
Олег Басилашвили о войне, кино и свободе Однако Басилашвили мог бы и не сняться в этой картине, ведь режиссер поначалу не видел его в роли безвольного Бузыкина. Все решил случай: Данелия увидел Олега Басилашвили в окно машины, когда тот неуверенно топтался на одном месте, пытаясь перейти дорогу. В этот момент режиссер понял, что перед ним - тот самый Бузыкин.
Кстати, позднее ассистентка режиссера призналась, что посоветовала Басилашвили разыграть нерешительную сценку у дороги, поскольку была уверена, что Данелия это увидит.
Отказался целоваться с Гурченко
Природная застенчивость нередко мешала артисту на съемочной площадке. Так, в первый же день съемок новой картины Рязанова «Вокзал для двоих» главные герои должны были поцеловаться. Однако Басилашвили категорически отказывался целовать Людмилу Гурченко, объясняя это тем, что даже не знаком с актрисой. Позднее Людмила Марковна признавалась, что еще никогда не встречала таких робких партнеров.
Людмила Гурченко и Олег Басилашвили кадр из к/ф «Вокзал для двоих»
Несыгранные роли
В кинобагаже актера должны были оказаться роли еще в двух известных картинах. Эльдар Рязанов пригласил Басилашвили на роль Ипполита в «Иронии судьбы» и тот ответил согласием. Однако в самом начале съемок у Басилашвили умирает отец и работа над фильмом приостанавливается. Рязанов несколько месяцев ждал, что Басилашвили вернется, но в конце концов ему пришлось искать замену.
Кадр из к/ф «Ирония судьбы» с фото Олега Басилашвили С ролью великолепно справился Юрий Яковлев, однако внимательные зрители знают, что со снега Надя Шевелева поднимает фотографию Басилашвили. Также актер должен был появиться на экране в роли Остапа Бендера в картине Леонида Гайдая. Режиссер утвердил его, но с условием похудеть на 20 кг. Однако, пока Басилашвили худел, съемки начались без него.
Нерешительность - на экране, напор - в жизни
Благодаря нерешительным и робким героям Олега Басилашвили, может сложиться впечатление, что он такой же и в обычной жизни. Однако это не совсем так. Чего стоит только история с его вторым браком.
Олег Басилашвили с семьей Свою вторую жену, Галину Мшанскую, с которой актер прожил более 50 лет, Басилашвили впервые увидел на экране телевизора и тут же сообщил приятелю и коллеге Павлу Луспекаеву, что женится на этой девушке. Не раздумывая, актер отправился в телецентр. Только красный глазок камеры не дал Басилашвили влезть в кадр.