Что Жанна Туссен сделала для ювелирного Дома Cartier
Сегодня участие женщин в политике и бизнесе - обычное дело, а еще чуть менее ста лет назад назначение Жанны Туссен на должность художественного директора ювелирного Дома Cartier было поистине революционным. Танцевать ночи напролет в относительно коротких нарядах, курить и водить машину было милым хулиганством, на которое конечно также решались не все. А вот руководить в совершенно мужском мире ювелирного искусства, в котором женщине было отведено место пусть и дорогой витрины, получилось только у мадемуазель Туссен.
Революционным стал не только приход Жанны в дом Cartier, которому кстати немало противилась вся семья Картье, но и то, что впоследствии Туссен сделала для бренда. Считается, что идея использовать фигурку грациозной пантеры принадлежит Жанне. Тут не грех вспомнить, что именно так называли Жанну друзья и поклонники. А знаковыми подарками для нее от Луи Картье, с которым Жанна познакомилась в Париже, где начался их роман и невероятное сотрудничество, стали портсигар и сумочка с пантерами. На самом деле первые часы и подвеска с пантерой в Cartier появились еще до нее в 1914-15 годах. Однако именно Туссен удалось создать украшения, которые навсегда закрепили образ хищной кошки за Домом Cartier.
Первым серьезным изделием Жанны Cartier стало внушительное колье с рубинами кабошонами. Про него мало кто знает и помнит, потому как истинным символом работы Жанны в Cartier стали украшения с пантерой. Одним из самых знаменитых украшений стала брошь с пантерой, созданная в 1949 году из белого золота с синими сапфировыми пятнами, ее главная деталь - огромный сапфир-кабошон весом 152,35 карата. Техника закрепки камней, которую обычно используют для хищных кошек, уникальна и характерна только для Cartier - каждый кусочек оникса или сапфира гранят вручную, чтобы создавать наиболее естественные пятна. Увидев брошь с роскошным кабошоном, герцогиня Виндзорская не захотела выпускать ее из рук. Кстати именно эта брошь была выкуплена Домом на аукционе в 1987 году, легендарная пантера вернулась домой. Также для герцогини был создан браслет в 1954 году, о котором ходит забавная история, - когда герцогиня хотела уйти с вечеринки она поворачивала голову пантеры определенным образом.
Поклонницей изделий с пантерой была и мексиканская актриса Мария Феликс, у нее была брошь и внушительный браслет с двумя головами пантер которые словно нежно кладут их друг другу ну плечи.
Не одними пантерами была увлечена Туссен, ее занимал мир животных целиком. Она считала, что человек должен любить природу и жить в абсолютной гармонии с ней. А вот то, что слишком многие хотели только украшения с пантерой ее немного расстраивало. В ее драгоценном бестиарии были тигры (один из них ушел в коллекцию Барбары Хаттон), фламинго (для герцогини Виндзорском она например сделала фламинго с окрасом попугая), разнообразные насекомые (моду на божьих коровок она ввела еще в 1930-е), дельфины, альбатросы, пудели, змеи.
Жанна обожала черепах и считала их символом умения во чтобы то ни стало дойти до своей цели. В 1960-х она каждый год создавала черепах с новыми цветовыми комбинациями драгоценных камней. А во время Второй Мировой войны Жанна в знакомку протеста сделала броши с птицами, заключенными в клетку. Из-за этого символа оккупации, ее подруге Габриэль Шанель пришлось использовать все свои связи, чтобы бунтарку Туссен не отправили за решетку. Великой Мадемуазель удалось убедить немцев, что птички в клетке не имели никакого подтекста. В 1970 году Жанна ушла из Cartier, однако ее пусть продолжили мастера Дома. Так, например, в 1975 году для Марии Феликс было создано невероятное колье в виде крокодилов. Для того чтобы вдохновить дизайнеров Мария пришла в мастерскую к ювелирам с двумя маленькими живыми крокодилами. Кстати в свое время колье пропало, а затем после пятнадцати лет забвения всплыло на аукционе в Нью-Йорке и было возвращено в коллекцию Cartier.